Войти Русский | English

Город и монастырь: рассказы о дарении пищи из палийской Винаи («Суттавибханга» и «Махавагга»)

Александрова Наталья В., Русанов Максим Альбертович

Виная – свод правил поведения буддийских монахов и монахинь, включающий также пояснительный нарративный материал – содержит целый ряд рассказов о получении подвижниками милостыни. Ценность этих историй в том, что в них представлены раз-нообразные бытовые, повседневные ситуации, которые отражают отношения, возни-кавшие между древнеиндийской монашеской общиной и окружавшим ее социумом. Задача данной статьи – выявить проблемы, волновавшие составителей Винаи, и пока-зать, что различные взаимосвязи между городом и монашеской общиной способство-вали формированию новой социальной иерархии, отличавшейся от традиционной. Заинтересованность в этом проявлялась именно в городской среде, поскольку в ней наиболее остро ощущалось несоответствие статуса и материального благосостояния.

Ключевые слова: буддизм, палийский канон, Виная, древнеиндийский город, буддийская монашеская община
Библиография:

Aleksandrova, N.V. 2008: Put’ i tekst. Kitayskie palomniki v Indii [The Path and the Text: Chinese Pilgrims in India]. Moscow.

Александрова, Н.В. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М.

Aleksandrova, N.V. 2018: [The sacred topography of Bodh-Gaya and Buddhist narration]. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN [Journal of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences] 5, 38‒47.

Александрова, Н.В., Сакральная топография Бодх-гаи и текстовая традиция. Вестник Института востоковедения РАН 5, 38‒47.

Aleksandrova, N.V., Rusanov, M.A., 2012: [Bodhisattva by the Nairañjana river. The history of the development of the plot]. In: I. S. Smirnov (ed.), Indologica. Sbornik statey pamyati T.Ya. Elizarenkovoy. Kn. 2 [Indologica. T. Ya. Elizarenkova Memorial Volume. Book 2]. Moscow, 21‒62.

Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Бодхисаттва на берегу Найранджаны: история развития сюжета. В сб.: И.С. Смирнов (ред.), Indologica. Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой. Кн. 2 М., 21‒62.

Aleksandrova, N.V., Rusanov, M.A., 2019a: [The first offering to Buddha: a poor meal, but wealth of meaning. Part I]. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN [Journal of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences] 1, 105‒113.

Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Первое подношение Будде: бедная трапеза и богатство смыслов. Часть I. Вестник Института востоковедения РАН 1, 105‒113.

Aleksandrova, N.V., Rusanov, M.A., 2019b: [The first offering to Buddha: a poor meal, but wealth of meaning. Part II]. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN [Journal of the Institute of Oriental Studies RAS] 2, 143‒154.

Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Первое подношение Будде: бедная трапеза и богатство смыслов. Часть II. Вестник Института востоковедения РАН 2, 143‒154.

Aleksandrova, N.V., Rusanov, M.A., Komissarov, D.A. 2017: Lalitavistara. Sutra o zhizni Buddy. Rozhdenie [Lalitavistara. The Sutra on Buddha’s Life. The Birth]. Moscow.

Александрова, Н.В., Русанов, М.А., Комиссаров, Д.А. Лалитавистара. Сутра о жизни Будды. Рождение. М.

Anālayo, Bh. 2017: Vinaya Studies. Taipei.

Crosta, A. 2015: Cibo e salute nella ciotola del Buddha. Torino.

Daswani, R. 2006: Buddhist Monasteries and Monestic Life in Ancient India (From the Third Century BC to the Seventh Century AD). Delhi.

Edgerton, F. 1998: Buddhist Hybrid Sanskrit Grammar and Dictionary. Vol. II. Dictionary. Delhi.

Findly, E.B. 2003: Dana. Giving and Getting in Pali Buddhism. Delhi.

Frauwallner, E. 1956: The Earliest Vinaya and the Beginnings of Buddhist Literature. Roma.

Glasenapp, H. von. 1999: Jainism. An Indian Religion of Salvation. Delhi.

Holt, J.C. 2015: Discipline. The Canonical Buddhism of the Vinayapiṭaka. Delhi.

Johnson, W.J. 1995: Harmless Souls. Karmic Bondage and Religious Change in Early Jainism with Special Reference to Umāsvāti and Kundakunda. Delhi.

Malalasekera, G.P. 1960: Dictionary of Pāli Proper Names. Vol. I‒II. London.

Oldenberg, H. (ed.) 1879: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. I. The Mahāvagga. London‒Edinburgh.

Oldenberg, H. (ed.) 1882: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. IV. The Suttavibhaṅga, Second Part. London‒Edinburgh.

Rau, W. 1957: Staat und Gesellschaft im alten Indien nach den Brāhmaṇa-Texten dargestellt. Wiesbaden.

Romanov, V.N. 1978: [The notions “king” and “kingdom” in ancient Indian political theory] Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 26‒33.

Романов, В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве. ВДИ 4, 26‒33.

Romanov, V.N. 2002: [What does it mean “to say the truth” according to Śatapathabrāhmaṇa]. In: V. V. Glebkin (ed.), Trudy po kul’turnoy antropologii. Pamyati Grigoriya Aleksandrovicha Tkachenko [Cultural Anthropology Studies. In memoriam Grigoriy Tkachenko]. Moscow, 144‒167.

Романов, В.Н. Что значит «говорить сатью». По материалам «Шатапатха-брахманы». В сб.: В.В. Глебкин (сост.), Труды по культурной антропологии. Памяти Григория Александровича Ткаченко. М., 144‒167.

Romanov, V.N. 2010: Shatapatkha-brakhmana. Kn. X. Taynaya [Śatapathabrāhmaṇa. Book X. The Secret One]. Moscow.

Романов, В.Н. «Шатапатха-брахмана». Кн. Х. Тайная. М.

Schopen, G. 1997: Bones, Stones, and Buddhist Monks: Collected Papers on the Archaeology, Epigraphy, and Texts of Monastic Buddhism in India. Honolulu.

Syrkin, A.Ya. 1991: Upanishady. Perevod s sanskrita, predislovie i kommentariy [Upaniṣads. Translated from Sanskrit, with Foreword and Commentary]. Moscow.

Сыркин, А.Я. Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарий. М.

Waldschmidt, E. 1967: Beiträge zur Textgeschichte des Mahāparinirvāṇasūtra. In: E. Waldschmidt (Hrsg.), Von Ceylon bis Turfan. Schriften zur Geschichte, Literatur, Religion und Kunst des indischen Kulturraumes. Göttingen, 80‒119.

Zakhar’in, B. 1979: Dzhataki. Perevod s pali [The Jātakas. Translated from Pāli]. Moscow.

Захарьин, Б. Джатаки. Перевод с пали. М.

Zheleznova, N.A. 2018: [Food as a basic element of religious identity in Jain tradition]. In: Vkus Vostoka. Gastronomicheskie traditsii v istorii, kul’ture i religiyakh narodov Azii i Afriki [Taste of the Orient: Gastronomic Traditions in History, Culture and Religions of Asian and African Peoples]. Moscow, 101‒115.

Железнова, Н.А. Еда как базовый элемент формирования идентичности в джайнской традиции. В сб.: Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. М., 101‒115.