На живописном фризе (55–35 гг. до н.э.), найденном в Риме на Эсквилине близ Порта Маджоре, изображены сцены из легендарной истории Рима: от прибытия Энея до Ромула и Рема. Вопреки ожиданию картина лишена каких бы то ни было сказочных следов – знамения с белой свиньей при основании Альбы Лонги, фигуры бога Марса в сцене насилия над Реей Сильвией, волчицы, которая вскармливает близнецов. Современные исследователи полагают, что художник шел в русле так называемых «рациональных» историков – Валерия Анциата и Г. Лициния Макра. В статье делается предположение, что фриз является своего рода иллюстрацией не к историческому, а к художественному сочинению. Таковым может быть текст «Анналов» Энния.
Albertson, F.C. 2012: Mars and Rhea Silvia in Roman Art. Bruxelles.
Baldassarre, I., Pontrandolfo, A., Rouveret, A., Salvadori, M. 2006: Pittura romana. Dall’ellenismo al tardo-antico. Milano.
Berry, J. 2015: The Complete Pompeii. London.
Bianchi Bandinelli, R., Torelli, M. 2008: L’arte dell’antichità classica. Etruria–Romana. Milano.
Bonanome, D. 1996: Iconografia dei miti albani. In: A. Pasqualini (ed.), Alba Longa. Mito, storia, archeologia. Roma, 161–200.
Bonanome, D. 2013: Fregio pittorico dal colombario dall’Esquilino. In: C. Gasparri, R. Paris (eds.), Palazzo Massimo alle Terme. Le collezioni. Roma, 376–378.
Borda, M. 1958: La pittura romana. Milano. Brizio, E. 1876: Pitture e sepolcri scoperti sull’Esquilino dalla Compagnia Fondiaria Italiana. Roma.
Cappelli, R. 1998: Il fregio dipinto dell’Esquilino e la propaganda augustea del mito delle origini. In: A. La Regina (ed.), Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. Roma, 51–58.
Cappelli, R. 2000a: I boschi di Marte e l’episodio della seduzione di Silvia. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 161–165.
Cappelli, R. 2000b: Questioni di iconografia. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 151–183.
Carandini, A. (ed.) 2006–2014: La leggenda di Roma. Vol. I–IV. Milano.
Chiarucci, P. 2000: Alba Longa. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 219–221.
Coarelli, F. 1987: I santuari del Lazio in età repubblicana. Roma.
Coarelli, F. 1992: Il Foro Boario. Dalle origini alla fine della repubblica. Roma.
Coarelli, F. 2011: Storia dell’arte romana. Vol. I. Le origini di Roma. La cultura artistica dalle origini al III sec. a.C. Milano.
D’Alessio, M.T. 2006: Commento. In: A. Carandini (ed.), La leggenda di Roma. Vol. I. Dalla nascita dei gemelli alla fondazione della città. Milano, 247–339.
D’Amato, R. 2012: Voin Rima [Arms and Armour of the Imperial Roman Soldier]. Moscow.
Д’Амато, Р. Воин Рима. М.
D’Anna, G. 1976: Problemi di letteratura latina arcaica. Roma.
D’Anna, G. 1996: Alba Longa in Nevio, Ennio e nei primi annalisti. In: A. Pasqualini (ed.), Alba Longa. Mito, storia, archeologia. Roma, 101–126.
D’Anna. G. 1997: Anonimo. Origine del popolo romano. Milano.
Dardenay, A. 2010: Les mythes fondateurs de Rome: images et politique dans l’Occident romain. Paris.
Dardenay, A. 2012: Images des fondateurs. D’Énée à Romulus. Paris.
Dawson, C.M. 1944: Romano-Campanian Mythological Landscape Painting. New Haven.
De Sanctis, G. 1979: Storia dei romani. Vol. I. La Conquista del Primato in Italia. Firenze.
Ducati, P. 1938: L’arte in Roma dalle origini al sec. VIII. Bologna.
Dulière, C. 1979: Lupa Romana. Recherches d’iconographie et essai d’interprétation. Bruxelles–Rome.
Eckermann, J.P. 1981: Razgovory s Gete v poslednie gody ego zhizni, 1823–32 [Gespräche mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens, 1823–32]. Moscow.
Эккерман, И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, 1823–32. Пер. с нем. Н. Ман. М.
Feraudi-Gruènais, F. 2001: “Ubi diutius nobis habitandum est”. Die Innendekoration der kaiserzeitlichen Gräber Roms. Wiesbaden.
Fraser, A.D. 1936: The Greek cart-horse. Classical Journal 31/7, 445–447.
Goldberg, S.M., Manuwald, G. 2018: Fragmentary Republican Latin. Ennius. Testimonia. Epic Fragments. London–Cambridge (MA).
Grandazzi, A. 2008: Alba Longa, histoire d’une légende. Vol. I–II. Rome.
Holliday, P.J. 2005: The rhetoric of “Romanitas”: the “tomb of the Statilii” frescoes reconsidered. Memoirs of the American Academy in Rome 50, 89–129.
Jameson, M.H. 1951: The hero Echetlaeus. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 82, 49–61.
Jameson, M.H. 2014: Cults and Rites in Ancient Greece. Essays on Religion and Society. Cambridge.
Körte, G. 1916: I rilievi delle urne etrusche. Berlino.
Littauer, M.A., Crouwel, J.H. 2002: Selected Writings on Chariots and Other Early Vehicles, Riding and Harness. Leiden–Boston.
Lorimer, H.L. 1903: The country cart of ancient Greece. Journal of Hellenic Studies 23, 132–151.
Lowenstam, S. 1995: The sources of the Odyssey landscapes. Echos du monde classique: Classical views 39, 193–226.
Maj, B.M.F. 1977: La tradizione italica nell’arte romana. Roma.
Massa-Pairault, F.-H. 1985: Recherches sur l’art et l’artisanat étrusco-italiques à l’époque hellénistique. Rome.
Massa-Pairault, F.-H. 1992: Iconologia e politica nell’Italia antica. Roma, Lazio, Etruria dal VII al I secolo a.C. Milano.
Mazzoleni, D., Pappalardo, U. 2004: Fresques des villas romaines. Paris.
Mosolkin, A.V. 2015: [“Tabula Iliaca Capitolina”: could have Stesichorus known about the Aeneas journey to Italy?] Numizmatika i epigrafika [Numismatics and Epigraphy] 19, 26–39.
Мосолкин, А.В. «Tabula Iliaca Capitolina»: мог ли Стесихор знать о путешествии Энея к берегам Италии? НЭ 19, 26–39.
Mosolkin, A.V. 2018: [Mars genitor? The commentary to Ennius. Fr. 29 Skutsch] Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 5–12.
Мосолкин, А.В. Mars genitor? Комментарий к Ennius. Fr. 29 Skutsch. ВДИ 1, 5–12.
Moormann, E.M. 2001: Scene storiche come decorazioni di tombe romane. In: A. Barbet (ed.), La peinture funéraire antique, IV e siècle av. J.-C. – IV e siècle ap. J.-C. Vienne–Paris, 99–107.
Neel, J. 2015: Legendary Rivals: Collegiality and Ambition in the Tales of Early Rome. (Mnemosyne Supplements, 372). Leiden–Boston.
Nogara, B. 1907: Le nozze Aldobrandine. I paesaggi con scene dell’Odissea e le altre pitture murali antiche conservate nella Biblioteca vaticana e nei musei pontifici. Milano.
Ogilvie, R.M. 1965: A Commentary on Livy. Books 1–5. Oxford.
Pais, E. 1913: Storia critica di Roma. Vol. I. Parte Seconda. L’età regia. Roma.
Perret, J. 1942: Les origines de la légende troyenne de Rome (281–31). Paris.
Pollitt, J.J. 1986: Art in the Hellenistic Age. Cambridge.
Pontrandolfo, A. (sine anno et loco): Le tombe dipinti di Paestum.
Richard, J.-C. 1983: Pseudo-Aurélius. Les origines du peuple romain. Texte établi, traduit et commenté. Paris.
Richardson, J.H. 2015: Review-discussion. Tales of rivalry in Rome. Histos 9, LXX–XC.
Robert, C. 1878: Fregio di pitture riferibili ai miti di Enea e di Romolo scoperte sull’Esquilino. Annali dell’instituto di corrispondenza archeologica 15, 234–274.
Robert, C. 1895: Die Marathonschlacht in der Poikile und weiteres über Polygnot. Halle.
Ronconi, A. 1978: Postilla enniana. Studi italiani di filologia classica 50, 253–259.
Scioli, E. 2015: Dream, Fantasy, and Visual Art in Roman Elegy. Madison (WI).
Sclafani, M. 2015: Urna di terracotta con coperchio. In: G. Paolucci (a cura di), La collezione comunale del museo civico archeologico di Chianciano Terme. Vol. I. Roma, 11.
Sinn, U. 1979: Die Homerischen Becher. Hellenistische Reliefkeramik aus Makedonien. Berlin.
Skutsch, O. 1985: The Annals of Quintus Ennius. Oxford.
Small, J.P. 2008: The Parallel Worlds of Classical Art and Text. Cambridge.
Torelli, M. 1985: L’arte degli Etruschi. Roma–Bari.
Trieber, C. 1888: Die Romulussage. Rheinisches Museum für Philologie 43, 569–582.
Vahlen, I. 1903: Ennianae poesis reliquiae. Lipsiae.
Wallace, R.E. 2005: An Introduction to Wall Inscriptions from Pompeii and Herculaneum. Wauconda.
Warmington, E.H. 2006: Remains of Old Latin.Vol. I. Ennius. Caecilius. Cambridge (MA).
Weitzmann, K. 1959: Ancient Book Illumination. Cambridge (MA).