Статья посвящена исследованию сведений о жителях Черной Африки, встречаемых в агиографической литературе Египта периода поздней античности. Все данные могут быть отнесены к четырем основным темам: сведения о чернокожих монахах, данные о контактах местного населения c негроидами, сведения о нападениях соседних племен (прежде всего, ноба и блеммиев) и сведения о демонах, посещающих монахов в виде «эфиопов». Особое внимание в статье обращено на последнюю тему, проанализирована связь между появлением этого агиографического «топоса» и представлениями о негроидах, бытовавшими в Египте в позднеантичный период.
Alland, K., Black, M. et al. (eds.) 1994: The Greek New Testament. Stuttgart.
Amélineau, E. 1895: Monuments pour servir à l’histoire de l’Égypte chrétienne. (Mémoires publiés par les membres de la Mission archéologique française au Caire, 4/2). Paris.
Bagnall, R.S. 1993: Egypt in Late Antiquity. Princeton.
Bartelink, G.J.M. (ed.), 1994: Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine. (SC 400). Paris.
Berzina, S.Ya. 1992: Meroe i okruzhayushchiy mir. I–VIII vv. n. e. [Meroe and the External World. 1st‑8th cent. A.D.]. Moscow.
Берзина С.Я. Мероэ и окружающий мир I–VIII вв. н. э. М.
Bhabha, Н. 1994: The Locaton of Culture. London.
Bianchi, R.S. 1982: Perser in Ägypten. In: Lexicon der Ägyptologie 4, 943–951.
Bingen, J. 1983: Les Thraces en Égypte ptolémaïque. Pulpudeva. Semaines philippopolitaines de l'histoire et de la culture thrace 4, 72–79.
Bolotov, V.V. 1886: Iz tserkovnoy istorii Egipta. Vyp. 2 [Of Egypt Church History. Issue 2]. Saint Petersburg.
Болотов, В.В. Из церковной истории Египта. Вып. 2. СПб.
Brakke, D. 2001: Ethiopian demons: Male sexuaity, the black-skinned other, and the monastic self. Journal of the History of Sexuality 10/3–4, 501–535.
Brakke, D. 2006: Demons and the Making of the Monk. Spiritual Combat in Early Christianity. Cambridge (MA)–London.
Bresson, A. 1980: Rhodes, l'Hellénion et le statut de Naucratis (VI–IV s. av. n. é). Dialogues d'histoire ancienne 6, 291–349.
Budge, E.A. Wallis (ed.) 1915: Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. Oxford.
Butler, C. 1898–1904: The Lausiac History of Palladius. I–II. (Texts und Studies V–VI). Cambridge.
Chitty, D. 2007: Grad pustynya. Vvedenie v izuchenie egipetskogo i palestinskogo monashestva v khristianskoy imperii [The Desert City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestian Monasticism under the Christian Empire]. Saint Petersburg.
Читти, Д. Град пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб.
Cook, R.M. 1937: Amasis and the Greeks in Egypt. Journal of Hellenic Studies 57, 227–237.
Crum, W.E. 1979: A Coptic Dictionary. Compiled with the help of many scholars by W.E. Crum. Oxford.
Dahlman, B. (ed.) 2007: Saint Daniel of Scetis. A Group of Hagiographic Texts Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Uppsala.
Dana, D. 2003: Les Daces dans les ostraca du désert Oriental de l’Égypte. Morphologie des noms daces. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 143, 2003, 166–186.
Dölger, F. 1918: Die Sonne der Gerechtigkeit und der Schwarze. Münster.
Dreyer, O.K. (ed.) 1990: Istoriya Afriki v drevnikh i srednevekovykh istochnikakh. Khrestomatiya [History of Africa in Ancient and Medieval Sources: Anthology]. Moscow.
Дрейер, О.К. (отв. ред.). История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия. Составители: С.Я. Берзина, Л.Е. Куббель. М.
Edwards, D.N. 2004: The Nubian Past. An Archaeology of Sudan. London–New York.
Elanskaya, A.I. (ed.) 1993: Izrecheniya egipetskikh ottsov. Pamyatniki literatury na koptskom yazyke [Dictum of Egyptian Fathers. Monuments of Coptic literature]. Saint Petersburg.
Еланская, А.И. (изд.). Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. Спб.
Festugière, A.-J. (ed.) 1961: Historia monachorum in Aegypto. Édition critique du texte grec. Bruxelles (SH 34).
Fikhman, I.F. 1987: Vvedenie v dokumental'nuyu papirologiyu [Introduction to the Documentary Papyrology]. Moscow.
Фихман, И.Ф. Введение в документальную папирологию. М.
Foucault, M. 2004: Ispol'zovanie udovol'stviy. Istoriya seksual'nosti. T. 2 [The Use of Pleasure. The History of Sexuality. Vol. 2]. Saint Petersburg.
Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб.
Gascou, J. (ed.) 1994: Un codex fiscal hermopolite (P. Sorb. II 69). (American Studies in Papyrology 32). Atlanta.
Gurevich, A.Ya. (ed.) 1994: Odissey. Chelovek v istorii. 1993: Obraz drugogo v kul'ture [Odysseus. Man in History. 1993: The Image of «Other» in Culture]. Moscow.
Гуревич, А.Я. (отв. ред.). Одиссей. Человек в истории. 1993: Образ «другого» в культуре. М.
Halkin, Fr. (ed.) 1932: S. Pachomii vitae graecae. Bruxelles (SH 19).
Helck, W.H. 1975: Fremde in Ägypten. In: Lexicon der Ägyptologie 2, 306–310.
Ivanov, S.A. (ed.) 2001: [Edifying story of a repentant robber (BHG, 1450m)]. Vizaniyskiy vremennik [Byzantine Annals] 60 (85), 247–253.
Иванов, С.А. Душеполезная история о раскаявшемся разбойнике (BHG, 1450m). Византийский Временник 60 (85), 247–253.
Kasser, R. 1967: Kellia 1965. Topographie génerale, mensurations et fouilles aux Qouçoûr 'Îsâ et aux Qouçoûr el-'Abîd, mensurations aux Qouçour̂ el-'Izeila. Première expédition archéologique de l'Université de Genève au site copte appelé Kellia, en Basse-Égypte occidentale. Genève.
Khosroev, A.L. 2004: Pakhomiy Velikiy. Iz istorii obshezhitel'nogo monashestva v Egipte [Pachomius the Great: From the Early History of Coenobitic Monasticism in Egypt]. Saint Petersburg–Kishinev–Paris.
Хосроев А.Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. Санкт-Петербург–Кишинев–Париж.
Kortenbeutel, H. 1938: Germanen in Ägypten. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Abt. Kairo 8, 177–184.
Łajtar, A., van der Vliet, J. (eds.) 2010: Qasr Ibrim. The Greek and Coptic Inscriptions. Warsaw.
Lazarev, V.N. 1947: Istoriya vizantiyskoy zhivopisi. T. I [The History of Byzantine Painting. Vol. I]. Moscow.
Лазарев, В.Н. История византийской живописи. Т. I. М.
Leipoldt, J. (ed.) 1906: Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia. (CSCO 41. Scriptores Coptici, Ser. 2. T. 2). Paris.
Leipoldt, J. (ed.) 1908: Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia. (CSCO 42. Scriptores Coptici, Ser. 2. T. 4). Leipzig.
Luchitskaya, S.I. 2001: Obraz drugogo. Musul'mane v khronikakh krestovykh pokhodov [The Image of the Other. Muslims in the Chronicles of the Crusades]. Saint Petersburg.
Лучицкая, С.И. Образ другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.
Luisier, Ph. 1999: [Review] Gascou 1994. Orientalia Christiana Periodica 65/2, 478–480.
Malingery, A.-M., Leclerque, Ph. (ed.) 1988: Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. I–II (SC 341–342). Paris.
Mallet, D. 1922: Les rapport des Grecs avec l'Égypt (de la conquête de Cambyses, 525, à celle d'Alexandrie, 331). (MIFAO, 48).
Le Caire. Maspero, J. 1932: Fouilles exécutées à Baouît par J. Maspero. Notes mises en ordre et éditées par E. Drioton. (MIFAO, 39). Le Caire.
Mihailov, G. 1968: Les Thraces en Égypte. Linguistic balcanique 13/1, 31–44.
Mullachius, Fr.G.A. 1867: Fragmenta philosophorum graecorum. T. 2. Parisiis.
Nagel, M. 1974: Un samaritain dans l'Arsinoïte au II siècle après J.-C. (à propos du nom Sambas). Chronique d'Égypte 49, 356–365.
Nakhov, I.M. (ed.) 1996: Antologiya kinizma: Antisfen, Diogen, Kratet, Kerkid, Dion [Anthology of Cynicism: Antisthenes, Diogenes, Crates, Cercidas, Diones]. Moscow.
Нахов, И.М. (изд.). Антология кинизма: Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион. M.
Nau, F. 1908: Histoires des solitaires égyptiens. Revue de l’Orient chrétien 13, 47–57; 266–283.
Nugent, A. 1998: Black Demons in the Desert. The American Benedictine Review 49, 209–221.
Oates, J.F. 1980: Arabs in Ptolemaic Egypt. In: XVI International Congress of Papyrology New York, 24–31 July 1980, Abstracts. New York, 31.
Obłuski, A. 2014: The Rise of Nobatia. Social Changes in Nothern Nubia in Late Antiquity. Warsaw.
Papadopulos, T. 1966: Africanobyzantina. Byzantine Influence on Negro-Sudanese Culture. Athens.
Pichery, E. (ed.) 1955: Jean Cassien. Conférences. I–VII. (SC 42). Paris.
Pichery, E. (ed.) 1958: Jean Cassien. Conférences. VIII–XVII. (SC 54). Paris.
Poltorak, S.N. (ed.) 2001: «Nashi» i «chuzhie» v rossiyskom istoricheskom soznanii. Materialy nauchnoy konferentsii [“Ours” and “Aliens” in the Russian Historical Perception. Proceedings of the Conference]. Saint Petersburg.
Полторак, С.Н. (отв. ред.). «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании. Материалы научной конференции. СПб.
Polyakova, S.V. (ed.) 1994: Vizantiyskie legendy [Byzantine Legends]. Moscow.
Полякова, С.В. (пер.): Византийские легенды. М.
Prigent, P., Kraft, R.A. (ed.) 1971: Epître de Barnabé. (SC 172). Paris.
Regnault, L. 1977: Les sentences des Pères du désert. Nouvau recueil. Solesmes.
Regnault, L. 1985: Les sentences des Pères du désert. Série des anonymes. Solesmes.
Regnault, L. 2008: Povsednevnaya zhizn' ottsov-pusrtynnikov IV v. [The Day-to-Day Life of the Desert Fathers in Fourth-Century Egypt]. Moscow.
Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М.
Repina, L.P. 2008: [Intercultural dialogue in the historical context]. In: Kopelevskie chteniya 2007. Rossiya i Germaniya: dialog kul'tur [Readings in Honor of Leo Kopelev. Russia and Germany: Dialogue of Cultures]. Lipetsk, 69–94.
Репина, Л.П. Межкультурный диалог в историческом контексте. В сб.: Копелевские чтения 2007. Россия и Германия: диалог культур. Липецк, 69–94.
Repina, L.P. 2012: [‘‘National character’’ and ‘‘the image of the Other’’]. Dialog so vremenem [Dialog with Time] 39, 9–19.
Репина, Л.П. «Национальный характер» и «образ Другого». Диалог со временем 39, 9–19.
Rossi, F. 1886: Trascrizione di tre manoscritti Copti del Museo Egizio di Torino, con traduzione italiana. Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Serie II. XXXVII, 67–84.
Schulz-Flügel, E. (ed.) 1990: Tyrannus Rufinus. Historia monachorum sive de vita sanctorum patrum. Berlin.
Schwartz, J. 1953: Les Palmyréens en Égypte. Bulletin de la Société archéologique d'Alexandrie 40, 63–81.
Shukurov, R.M. (ed.) 1999: Chuzhoe. Opyty preodoleniya. Ocherki iz istorii kul'tyry Sredizemnomor'ya [Alien. Attempts to overcome. Sketches from the History of the Mediterranean Culture]. Moscow.
Шукуров, Р.М. (отв. ред). Чужое. Опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. М.
Snowden, F.M. Jr. 1970: Blacks in Antiquity: Ethiopians in Greco-Roman Experience. Cambridge (MA)
Sophocles, E.A. 1914: Greek-Lexicon of the Roman and Byzantine Period. Leipzig.
Steidle, B. 1958: Der schwarze kleine Knabe in der Alten Mönchserzählung. Benediktinische Monastsschrift 34, 339–350.
Struve, V.V. 1938: [The real reasons for the destruction of the Jewish temple on Elephantine in 410 BC]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 99–119.
Струве, В.В. Подлинная причина разрушения иудейского храма в Элефантине в 410 г. до н. э. ВДИ 4, 99–119.
Svanidze, A.A. 2003: [“Our” and “Alien” in the process of social games]. In: Ot Srednikh vekov k Vozrozhdeniyu [From the Middle Ages to the Renaissance]. Saint Petersburg, 180–185.
Сванидзе, А.А. «Свой» и «чужой» в процессе общественных игр. В сб.: От Средних веков к Возрождению. СПб., 180–185.
Thompson (Crawford), D.J. 1984: The Idumaeans of Memphis and the Ptolemaic Politeumata. In: Atti dell'XVII Congresso Internazionale di Papirologia (Napoli 19–26 maggio 1983). 3 vols. Napoli, 1069–1075.
Trynkowski, J., Wipszycka, E. 1965: Les Daces dans les papyrus. Archeologia 16, 233–234.
Vaggi, G. 1937: Siria e Siri nei documenti dell'Egitto greco-romano. Aegyptus 17, 29–51.
Volkov I.M., 1915: Arameyskie dokumenty iudeyskoy kolonii v Elefantine V v. do R. Kh. [Aramaic Documents of the Jewish Colony on Elephantine in the 5th cent. B.C.]. Moscow.
Волков, И.М. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р.Х. М.
Winnicki, J.K 2009: Late Egypt and Her Neighbours: Foreign Population in Egypt in the First Milenium BC. Warsaw.
Zheltova, E.V. (ed.) 2001: Zhitie Andreya Yurodivogo [The Life of Andrew the God's Fool]. Saint Petersburg.
Желтова, Е.В. (изд.). Житие Андрея Юродивого. Спб.