Войти Русский | English

Церковно-политическая позиция римских епископов в арианских спорах IV в.

Захаров Георгий Евгеньевич

Статья посвящена реконструкции церковно-политической позиции римских пап в арианских спорах IV в. Обращение Константина и христианизация империи в IV в. поставили сложный вопрос о месте императора-христианина в Церкви и его взаимоотношениях с епископатом. Римские епископы в ходе арианского кризиса демонстрировали относительную самостоятельность по отношению к императорской власти, что может объясняться определенной дистанцированностью от императорских дворов самого города Рима. В то же время подобная самостоятельность могла приводить к трагическим последствиям, на что указывает, к примеру, так называемое «падение» папы Либерия. Несмотря на то, что Римский престол развивал идею Рима как «града святых», опираясь в большей мере на полисно-республиканскую, чем на имперскую традицию, римские епископы использовали элементы имперского дискурса в развитии идеи римского примата и добивались его признания со стороны императорской власти.

Ключевые слова: раннее христианство, Римская церковь, арианские споры, императорская власть, Юлий I, Либерий, Дамас I, римский примат, церковная политика
Библиография:

Сorti, G. 2004: Lucifero di Cagliari. Una voce nel conflitto tra chiesa e impero alla metà del IV secolo. Milano.

Diefenbach, S. 2007: Römische Erinnerungsräume. Heiligenmemoria und kollektive Identitäten im Rom des 3. bis 5. Jahrhunderts n. Chr. Berlin–New York.

Dvornik, F. 1964: Byzance et la primauté romaine. Paris.

Field, L.L. 1998: Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180– 398). University of Notre Dame.

Flower, R. 2013: Emperors and Bishops in Late Roman Invective. Cambridge.

Girardet, K.M. 1994: Gericht über den Bischof von Rom. Historische Zeitschrift 259, 1–38.

Just, P. 2003: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Stuttgart.

King, N.Q. 1961: The Emperor Theodosius and the Establishment of Christianity. London.

Koptev, A.V. 1996: [Princeps et dominus: to the question of the evolution of the principate at the beginning of the Late Antiquity]. Drevnee pravo [Ius Antiquum] 1, 182–190.

Коптев, А.В. 1996: Princeps et dominus: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи. Древнее право 1, 182–190.

Löx, M. 2013: Monumenta sanctorum: Rom und Mailand als Zentren des frühen Christentums: Märtyrerkult und Kirchenbau unter den Bischöfen Damasus und Ambrosius. Wiesbaden.

Messana, V. 1999: La politica religiosa di Graziano. Roma.

Pietri, Ch. 1976: Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome.

Pietri, Ch. 1997: Damase et Théodose: communion orthodoxe et géographie politique. In: Ch. Pietri, Christiana respublica. Éléments d’une enquête sur le christianisme antique. Vol. I. Rome, 347–354.

Reutter, U. 2009: Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen.

Sághy, M. 2015: The bishop of Rome and the martyrs. In: G.D. Dunn (ed), The Bishop of Rome in Late Antiquity. Farnham–Burlington, 37–55.

Schatz, K. 1992: La primauté du Pape. Son histoire, des origines à nos jours. Paris.

Twomey, V. 1982: Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Reflected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetical Writings of Saint Athanasius the Great. Münster.

Zakharov, G.E. 2015: [“Apostolic” and “imperial” discourse in the development of the Roman Primacy in the 4th century]. Vestnik PSTGU. Seriya II [St. Tikhon’s University Review. Series II], 4 (65), 9–26.

Захаров, Г.Е. «Апостольский» и «имперский» дискурс в развитии идеи римского первенства в IV в. Вестник ПСТГУ. Серия II, 4(65), 9–26.

Zakharov, G.E. 2016: [Pope Liberius as participant of the Arian controversy]. In: G.E. Zakharov (ed.), Bozhestvennaya vlast', tserkovnaya ierarkhiya i dukhovnyy avtoritet v rannekhristianskoy latinskoy traditsii [The Divine Power, Church Hierarchy and Spiritual Authority in the Early Latin Christianity]. Moscow, 31–73.

Захаров, Г.Е. 2016: Папа Либерий как участник арианских споров. В сб.: Г.Е. Захаров (ред.), Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции. Москва, 31–73.