Войти Русский | English

Sero sapiunt Phryges: образ фригийца в античной литературе

Андреева Евгения Николаевна

В работе рассматривается представление о фригийцах, сформировавшееся в античной литературе, и выделяются две основных черты, приписываемые представителям этой народности древними авторами, а именно робость (даже трусость) и природная склонность к рабскому состоянию. Автор приходит к выводу, что обе характеристики представлены по большей части только в определенных жанрах литературы и тесно связаны с древним отождествлением фригийцев и троянцев. При этом вторая является во многом и отражением того, что среди рабов как в Аттике, так и в Риме было много представителей коренных народов внутренних регионов Малой Азии. Отмечается также двойственность существовавшего в античной литературе образа фригийцев и его отличия от схожих образов других анатолийских народов

Ключевые слова: Фригия, образ другого, греческая и римская литература, античная драма, ораторское искусство
Библиография:

Bacon, H.H. 1961: Barbarians in Greek Tragedy. New Haven.

Balsdon, J.P.V.D. 1979: Romans and Aliens. London.

Bradley, K., Cartledge, P. (eds) 2011: The Cambridge World History of Slavery. Vol. I. The Ancient Mediterranian World. Cambridge.

Braginskaya, N.V. 2007: [Aesopus – attendant of the Muses or a god’s mistake]. In: T.N. Sveshnikova, I.A. Sedakova, T.V. Tsivyan (eds), Vostok i Zapad v balkanskoy kartine mira. Pamyati Vladimira Nikolaevicha Toporova [East and West in Balkan Worldview]. Moscow, 98–152.

Брагинская, Н.В. Эзоп – служитель муз, или ошибка бога. В сб.: Т.Н. Свешникова, И.А. Седакова, Т.В. Цивьян (ред.), Восток и Запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. M., 98–152.

Dangel, J. 1995: Accius. Oeuvres (fragments). Paris.

DeVries, K. 2000: The nearly other: the Attic vision of Phrygians and Lydians. In: B. Cohen (ed.), Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, 338–363.

Dillery, J. 1999: Aesop, Isis, and the Heliconian Muses. Classical Philology 94, 268–280.

Gruen E. 2013: Cicero and the alien. In: D. Lateiner, B.K. Gold, J. Perkins (eds), Roman Literature, Gender and Reception: Domina Illustris. New York, 13–27.

Hall, E. 1988: When did the Trojans turn into Phrygians? Alcaeus 42.15. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 73, 15–18.

Hall, E. 1989: Inventing the Barabarian. Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford.

Isaac, B. 2004: The Invention of Racism in Classical Antiquity. Princeton–Oxford.

Hardie, Ph. 2007: Phrygians in Rome / Romans in Phrygia. In: G. Urso (ed.), Tra Oriente e Occidente. Indigeni, Greci e Romani in Asia Minore. Atti del convegno internazionale Cividale del Friuli, 28–30 settembre 2006. Pisa, 93–104.

Jüthner, J. 1923: Hellenen und Barbaren: aus der Geschichte des Nationalbewußtseins. Leipzig.

Koets, P.G. 1924: Δεισιδαιμονία. A Contribution to the Knowledge of Religious Terminology in Greek. Purmerend.

Kurke, L. 2011: Aesopic Conversations. Princeton–Oxford.

Levick, B. 2013: In the Phrygian mode: a region seen from without. In: P. Thonemann (ed.), Roman Phrygia. Culture and Society. Cambridge, 41–54.

Ligorio, О., Lubotsky A. 2013: [Phrygian]. In: Yu.B. Koryakov, A.A. Kibrik (eds), Yazyki mira: Reliktovye indoevropeyskie yazyki Peredney i Tsentralnoy Azii [Languages of the World: Relict Indo-European languages of Western and Central Asia]. Moscow, 180–195.

Лигорио, О., Лубоцкий, А. Фригийский язык. В кн.: Ю.Б. Коряков, А.А. Кибрик (ред.), Языки мира: Реликтовые индоевропейские языки Передней и Центральной Азии. М., 180–195.

Masson, O. 1999: Les noms des esclaves dans la Grèce antique. In: O. Masson, Onomastica graeca selecta. T.I. Genève, 147–162 [= Actes du colloque 1971 sur l’esclavage. Paris, 1973, 9–23].

Masson, O. 2000: Noms de femmes dans la région d’Ilion. In: O. Masson, Onomastica graeca selecta. T. III. Genève, 69–71 [= Onomata, Revue onomastique 13. 1989–1990, 173–175].

North, J.A. 2007: Why does Festus quote what he quotes? In: F. Glinister, C. Woods (eds), Verrius, Festus and Paul: Lexicography, Scholarchip and Society. London, 49–68.

Ricl, M. 2009: Legal and social status of threptoi and related categories in narrative and documentary sources. In: H.M. Cotton, R.G. Hoyland, J.J. Price, D.J. Wasserstein (eds), From Hellenism to Islam. Cultural and Linguistic Change in the Roman Near East. Cambridge, 93–114.

Rives, J.B. 2005: Phrygian tales. Greek, Roman and Byzantine Studies 45, 223–244.

Robert, L. 2015: [Géographie et Philologie ou la terre et le papier]. Vestnik Drevney Istorii [Journal of Ancient History] 4, 182–195.

Робер, Л. География и филология, или Земля и бумага (пер. с фр. А.В. Белоусова). ВДИ 4, 182–195.

Roberts, W.R. 1897: Caecilius of Calacte. American Journal of Philology 18, 302–312.

Roller, L.E. 1999: In Search of God the Mother: the Cult of Anatolian Cybele. Berkley–Los Angeles–London.

Thonemann, P. 2013: Phrygia: an anarchist history, 950 BC – 100 AD. In: P. Thonemann (ed.), Roman Phrygia. Culture and Society. Cambridge, 1–40.

Turcan, R. 1996: The Cults of the Roman Empire. Oxford.

Vlassopoulos, K. 2013: Greeks and Barbarians. Cambridge.