Войти Русский | English

От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского

Биркин Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются понятия деятельной и созерцательной жизни в сочинениях Исидора Севильского (ок. 560–636). Анализ концептов vita activa и vita contemplativa в широкой сравнительно-исторической перспективе демонстрирует синтез греко-римских и христианских идей в представлениях прелата Севильи и позволяет говорить о сохранении античных общественно-политических характеристик гражданской общины. Понимание Исидором рассматриваемых понятий, показанное в статье, свидетельствует о плавной трансформации в королевстве вестготов античной цивилизации.

Ключевые слова: Исидор Севильский, Толедское королевство, деятельная жизнь, со- зерцательная жизнь, античное наследие, Раннее Средневековье
Библиография:

Aumann, J.O.P. 1994: Khristianskaya dukhovnost’ v katolicheskoy traditsii [Christian spirituality in the Catholic Tradition]. Minsk.

Омэнн, Дж.О.Р. Христианская духовность в католической традиции. Минск.

Aurov, O.V. 2012: [The state and the law in the Visigothic Kingdom (Toulouse and Toledo periods)]. In: O.V Aurov, A. V. Marey (eds), Vestgotskaya pravda (Kniga prigovorov) [The Visigothic Code (Book of the Judges): The Latin text. The Russian translation. The research paper]. Moscow, 60–95.

Ауров, О. В. Государство и право в Королевстве вестготов (Тулузский и Толедский периоды). В кн.: О.В Ауров, А. В. Марей (ред.), Вестготская правда (Книга приговоров): Латинский текст. Перевод. Исследование. М., 60–95.

Birkin, M. Yu. 2013: [A bishop and secular powers in the Visigothic Kingdom of Toledo at the beginning of the VII century in the works of Isidore of Seville]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Vseobshchaya istoriya) [RSUH/RGGU Bulletin (Series: Historical Studies. General History)] 13, 51–65.

Биркин, М. Ю. Епископ и светская власть в Толедском королевстве в начале VII в. (по данным сочинений Исидора Севильского). Вестник РГГУ (Серия “Исторические науки. Всеобщая история”) 13, 51–65.

Bitsilli, P.M. 1995: Elementy srednevekovoy kul’tury [Elements of Medieval Culture]. Saint-Petersburg.

Бицилли, П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.

Boroday, T. Yu. 1985: [Isidore of Seville. On the Nature of Things (Introductory article, translation and commentary)]. In: E. V. Gutnova (ed), Sotsial’no-politicheskoe razvitie stran Pireneyskogo poluostrova pri feodalizme [Socio-economic development of the countries of the Iberian Peninsula in the feudal period]. Moscow.

Бородай, Т. Ю. Исидор Севильский. О природе вещей. (Вступительная статья, перевод, комментарии). В сб.: Е. В. Гутнова (ред.), Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 137–155.

Butler, C. 1951: Western Mysticism: The Teaching of SS. Augustine, Gregory and Bernard on Contemplation and the Contemplative Life. London.

Canning, J. 1996: A History of Medieval Political Thought: 300–1450. London.

Crouch, J.T. 1994: Isidore of Seville and the Evolution of Kingship in Visigothic Spain. In: Mediterranean Studies 4, 9–26.

Drews, W. 2006: The Unknown Neighbour: The Jew in the Thought of Isidore of Seville. Leiden–Boston.

Duby, G. 2000: Trekhchastnaya model’, ili Predstavleniya srednevekovogo obshchestva o samom sebe [The Three Orders: Feudal Society Imagined]. Moscow.

Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М.

Dunn, M. 2003: The Emergence of Monasticism: From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. New York.

Guerrier, V.N. 1910: Blazhennyy Avgustin. [Saint Augustine]. Moscow.

Герье, В. Н. Блаженный Августин. М.

Hen, Y. 2007: Roman Barbarians: The Royal Court and Culture in the Early Medieval West. London–New York.

King, U. 2001: Christian Mystics: Their Lives and Legacies throughout the Ages. Mahwah (NJ).

Knabe, G.S. 1986: Drevniy Rim – istoriya i povsednevnost’: Ocherki. [Ancient Rome – history and daily life: Essays]. Moscow.

Кнабе, Г. С. Древний Рим – история и повседневность: Очерки. М.

Knabe, G.S. 1988: [The prestige concepts in life of Ancient Rome]. In: G. S. Knabe (ed.), Byt i istoriya v antichnosti [Daily life and a history in antiquity]. Moscow, 143–169.

Кнабе, Г. С. Категория престижности в жизни древнего Рима. В сб.: Г. С. Кнабе (ред.), Быт и история в античности. М., 143–169.

Krinitsyna, E.S. 2012: [The phenomenon of “visigothic symphony” in 75-th canon of IV council of Toledo a. 633 (an aspect of problem of transition to the medieval statehood)]. History: Electronic Journal of Education and Science. Vol. 3. Issue 3 (11). (URL: http://history.jes.su/s207987840000372-8-1-ru; date of access: 30.11.2015).

Криницына, Е. С. Феномен «вестготской симфонии» в 75-м каноне IV-го Толедского собора 633 г. (к проблеме перехода к средневековой государственности). Электронный научно- образовательный журнал «История». T. 3. Вып. 3 (11).

Louth, A. 2007: The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford.

Madoz, J. 1960: San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León.

Mâle, E. 2008: Religioznoye iskusstvo XIII veka vo Frantsii. [Religious Art in France of the Thirteenth Century]. Moscow.

Маль, Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М.

Mamina, O.N. 1984: [The Concept of negotium and otium in the works of Sidonius Apollinaris]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka [Antiquity and the Middle Ages] 21, 66–79.

Мамина, О. Н. Понятия «negotium» и «otium» в сочинениях Сидония Аполлинария. Античная древность и средние века 21. 66–79.

Marey, E.S. 2013: [Grammar and theology in the “Differences” of Isidore of Seville]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta (Seriya: Istoricheskie nauki. Vseobshchaya istoriya) [RSUH/ RGGU Bulletin (Series: “Historical Studies. General History”)] 13, 66–77.

Марей, Е. С. Грамматика и богословие в «Дифференциях» Исидора Севильского. Вестник РГГУ (Серия «Исторические науки. Всеобщая история») 13, 66–77.

Marey, E.S. 2014: Entsiklopedist, bogoslov, yurist: Isidor Sevil'skiy i ego predstavlenie o prave i pravosudii. [Encyclopaedist, theologian, lawyer: Isidore of Seville and his ideas of the law and the justice]. Moscow.

Марей, Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представление о праве и правосудии. М.

Marey, E.S. 2014 [The Concept of Justice in the Works of Isidore of Seville]. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. Vol. 8. Issue 2, 365–377.

Марей, Е. С. Понятие справедливости в трудах Исидора Севильского. ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 8. № 2, 365–377.

Markus, R.A. 1997: Gregory the Great and his world. Cambridge.

Mieth, D. 1993: Aktion und Kontemplation. In: W. Kasper (Hrsg.), Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg, Sp. 304–306.

Popov, I.V. 2005: Trudy po patrologii v 2 tt. T. 2. Lichnost’ i uchenie blazhennogo Avgustina [Works on patrology in 2 vols. Vol. 2. The person and the doctrine of Saint Augustine]. Sergiev Posad.

Попов, И. В. Труды по патрологии в 2 тт. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад.

Ruh, K. 1990: Geschichte der abendländischen Mystik: Bd.1. Die Grundlegung durch die Kirchenväter und die Mönchstheologie des 12. Jahrhunderts. München.

Straw, C. 1991: Gregory The Great: The Perfection in Imperfection. Berkeley.

Trout, D. 1999: Otium. In: A. D. Fitzgerald (ed), Augustine through the ages: an encyclopedia. Grand Rapids (MI)–Cambridge, 618–619.

Ukolova, V.I. 1984: [Isidore of Seville as figure of the Early Medieval culture]. In: S. P. Pozharskaya (ed), Problemy ispanskoy istorii [Problems of the Spanish history]. Moscow, 176–190.

Уколова, В. И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья. В сб.: С. П. Пожарская (ред.), Проблемы испанской истории. М., 176–190.

Ukolova, V.I. 1985: [Isidore of Seville and the ancient philosophy]. Srednie veka [The Middle Ages] 45, 27–37.

Уколова, В. И. Исидор Севильский и античная философия. Средние века 45, 27–37.

Ukolova, V.I. 2010: Antichnoe nasledie i kul’tura rannego Srednevekov’ya: Konets V – seredina VII veka [The antique heritage and the Early Medieval culture in Western Europe]. Moscow.

Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья: Конец V – середина VII века. М.

Vorontsov, S.A. 2015: Isidor Sevil’skiy v istoriko-filosofskom kontekste [Isidore of Seville in the historical-philosophical context. Unpublished Ph.D. thesis]. Moscow.

Воронцов, С. А. Исидор Севильский в историко-философском контексте. Дисс. … канд. филос. наук. М.

Vorontsov, S.A. [Stoic and Patristic lines of interpretation of the four virtues scheme in the works of Isidore of Seville]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy] 7, 108–114.

Воронцов, С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского. Вопросы философии 7, 108–114.