В статье предлагается интерпретация концепции труда египетского жреца Манефона Севеннитского (первая половина III в. до н.э.) об истории его страны. В данной, первой, части статьи делаются необходимые общие замечания о египетских представлениях об эволюции мира (в том числе об отсутствии в них принципиального разделения между мифологическим и историческим временем) и о ее циклах, о выделении крупных исторических периодов в письменных памятниках собственно египетской традиции (в Туринском царском списке, в литературных текстах, отражающих события I Переходного периода и др.), а также приводятся аргументы в пользу того, что передача труда Манефона в свидетельствах Иосифа Флавия и христианских хронографов достоверна.
1. Ассман Я. 1999: Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.
2. Берлев О.Д. 1972: Трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М.
3. (Берлев О.Д.,) Шэхаб Эль-Дин Т.М.* 1993: Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV–VIII династий. Дисс…. канд. ист. наук. СПб.
4. Берлев О.Д., Ходжаш С.Я. 2004: Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.
5. Большаков А.О. 2003: Изображение и текст: два языка в древнеегипетской культуре // ВДИ. 4, 3–20.
6. Большаков А.О. 2009а: .Прекрасная пришла.. Шедевры портрета из Египетского музея в Берлине. Каталог выставки. СПб.
7. Большаков А.О. 2009б: Демиург. Заметки об Олеге Дмитриевиче Берлеве // Петербургские египтологические чтения 2007–2008. Памяти О.Д. Берлева. К 75-летию со дня рождения. Доклады. (Труды Государственного Эрмитажа, 45). СПб., 14–24.
8. Гуревич А.Я. 1969: Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 3, 105–116.
9. Гуревич А.Я. 1984: Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.
10. Демидчик А.Е. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии (Aegyptiaca, I). СПб.
11. Ильин-Томич А.А., Сафронов А.В. 2010: Датировка и возможный исторический контекст .Речения Ипувера. // ВДИ. 4, 3–22.
12. История древнего Востока 2002: История Древнего Востока: тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. М.
13. Клочков И.С. 1983: Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М.
14. Коростовцев М.А. 1976: Религия древнего Египта. М.
15. Ладынин И.А. 2002а: Концепция Я. Ассмана и методика изучения древних культур // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1, 76–97.
16. Ладынин И.А. 2002б: .Нечестивый правитель. в религиозно-идеологической традиции древнего Египта II тыс. до н.э. // Культурное наследие Египта и христианский Восток. (Материалы международных научных конференций). М., 155–176.
17. Ладынин И.А. 2005: Оформление культа .богов-Эвергетов. в птолемеевском Египте в 240–230-е гг. до н.э. и его египетские коннотации // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 4. СПб., 226–239.
18. Немировский А.А. 2001: Гиксосы: к вопросам именования и происхождения // Древний Восток. Общность и своеобразие культурных традиций / О.И. Павлова, А.А. Немировский (ред.). М., 100–138.
19. Немировский А.А. 2013: .Властители чужеземных стран., .властители-пастухи. или .властители-шасу.? Еще раз о египетском выражении, стоящем за транскрипцией ὑκσώς Ëj6Q^// Петербургские египтологические чтения 2009–2010. Памяти Е.С. Богословского. Доклады (Труды Государственного Эрмитажа, 66). СПб., 153–166.
20. Матье М.Э. 1996: Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М.
21. Перепелкин Ю.Я. 2000: История Древнего Египта. СПб.
22. Прусаков Д.Б. 1999: Природа и человек в Древнем Египте. М.
23. Сказки и повести 1979: Сказки и повести древнего Египта (Литературные памятники) / И.Г. Лившиц (пер. и комм). Л.
24. Струве В.В. 1935: Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего царства (около 1750 г. до н.э.). М.–Л.
25. Струве В.В. 2003: Манефон и его время. СПб.
26. Сущевский А.Г. 2000: Сообщение Геродота о царских списках египтян // Ассириология и египтология. СПб., 145–149.
27. Элиаде М. 1994: Священное и мирское. М.
28. Assmann J. 1975: Zeit und Ewigkeit im alten .gypten. Ein Beitrag zur Geschichte der Ewigkeit. Heidelberg.
29. Assmann J. 1983: Das Doppelgesicht der Zeit im alt.gyptischen Denken // Die Zeit. München–Wien, 189–223.
30. Barta W. 1973: Untersuchungen zum G.tterkreis der Neunheit (Münchner .gyptologische Studien, 28) München–Berlin.
31. Beckerath J. von. 1997: Chronologie des pharaonischen .gypten: Die Zeitbestimmung der .gyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München–Berlin.
32. Bell L. 1997: The New Kingdom ‘Divine’ Temple: The Example of Luxor // B.E. Shafer (ed.). Temples of Ancient Egypt. Ithaca (NY), 127–184.
33. Berlev O.D. 1997: Rev.: Vandersleyen Cl. L’Egypte et la vall.e du Nil. Tome 2. De la Fin de la Ancient Empire . la Fin de la Nouvel Empire. P., 1995 // Orientalia. 66, 98–99.
34. Blumenthal E. 1970: Untersuchungen zum .gyptischen K.nigtum des Mittleren Reiches. I. Die Phraseologie. B.
35. Blumenthal E. 1982: Die Prophezeiung des Neferti // Z.S. 109, 1–27.
36. Brunner H. 1954–1955: Die Grenzen von Zeit und Raum bei den .gyptern // AfO. 17, 141–145.
37. Dillery J. 1999: The First Egyptian Narrative History: Manetho and Greek Historiography // ZPE. 127, 93–116.
38. Dillery J. 2013: Manetho // The Romance between Greece and the East / T. Whitmarsh, S. Thomson (eds.). Cambr., 38–59.
39. Gardiner A.H. 1959: The Royal Canon of Turin. Oxf.
40. Gardiner A.H. 1961: Egypt of the Pharaohs. An Introduction. Oxf.
41. Gozzoli R.B. 2006: The Writing of History in Ancient Egypt during the First Millenium B.C. (ca. 1070–180 BC). Trends and Perspectives. L.
42. Habashi L. 1969: Features of the Deifi cation of Ramesses II. Glückstadt.
43. Helck W. 1956: Untersuchungen zu Manetho und den .gyptischen Konigslisten. B.
44. Hornung E. 1978: Zeitliches Jenseits im alten .gypten // Eranos. 47, 269–307. 20
45. Hornung E., Krauss R., Warburton D. (eds.) 2006: Ancient Egyptian Chronology. Leiden.
46. Hornung E., Staehelin E. 1974: Studien zum Sedfest. Genf.
47. Hornung E., Staehelin E. 2006: Neue Studien zum Sedfest. Basel.
48. Huss W. 2001: .gypten in der hellenistischer Zeit, 332–30 v. Chr. München.
49. Krauss R. 1978: Das Ende der Amarnazeit. Beitr.ge zur Geschichte und Chronologie des Neuen Reiches. Hildesheim.
50. Laqueur R. 1928: Manethon // RE. Hlbd 27, 1060–1101.
51. Luft U. 1978: Beitr.ge zur Historisierung der G.tterwelt und Mythenschreibung. Budapest.
52. Manetho 1980: Manetho. With an English translation by W.G. Waddell. Cambr. (Mass.)–L.
53. Maystre Ch. 1941: Le Livre de la Vache du Ciel dans les tombeaux de la Vall.e des Rois // BIFAO. 40, 53–115.
54. Meeks D., Favard-Meeks Chr. 1995: Les dieux . gyptiens. P.
55. Morenz S. 1975: Religion und Geschichte des Alten .gypten. K.ln–Wien.
56. Moyer I.S. 2011: Egypt and the Limits of Hellenism. Cambr.
57. Otto E. 1954: Alt.gyptische Zeitvorstellungen und Zeitbegriffe // Die Welt als Geschichte. 14, 135–148.
58. Otto E. 1969: Das .Goldene Zeitalter. in einem .gyptischen Text // Religions en .gypte hell.nistique et romaine: colloque de Strasbourg, 16–18 mai 1967 (Travaux du Centre d’.tudes superieures sp.cialis. d’histoire de religions de Strasbourg). P., 103–104.
59. Parkinson R.B. 2009: The Tale of Sinuhe and Other Ancient Egyptian Poems 1940–1640 B.C. Oxf.
60. Pfeiffer St. 2004: Das Dekret von Kanopos (238 v. Chr.). Kommentar und historische Auswertung (Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, 18). München–Leipzig.
61. Pfeiffer St. 2008: The God Serapis, His Cult and the Beginnings of the Ruler Cult in Ptolemaic Egypt // Ptolemy II and His World / P. McKechnie, Ph. Guillaume (eds.). Leiden, 387–408.
62. Posener G. 1956: Litt.rature et politique dans l’.gypte de la XIIe dynastie. P.
63. Posener G. 1957: Le conte de Neferkar. et du g.n.ral Sis.n.. (Recherches litt.raires, VI) // Rd.. 11, 119–137.
64. Posener G. 1960: De la divinit. du Pharaon. P.
65. Redford D.B. 1986: Pharaonic Kings-Lists, Annals and Day-Books: A Contribution to the Study of the Egyptian Sense of History. Missisauga.
66. Schneider Th. 1998: Ausl.nder in .gypten w.hrend des Mittleren Reiches und der Hyksoszeit. 1, Die ausl.ndischen K.nige. Wiesbaden.
67. Stadelmann R. 1982: Snofru // L.. V, 992–994.
68. Uphill E.P. 1965: The Sed-Festival Rites // JNES. 24, 365–383.
69. Wildung D. 1969: Die Rolle .gyptischer K.nige im Bewustsein ihrer Nachwelt. I. B.
70. Yoyotte J. 1963: L’.gypte ancienne et les origins de l’antijuda.sme (communication dans la Soci.t. Ernest Renan, s.ance du 24 novembre 1962) // Revue de l’histoire des religions. 163, 133–143.