Войти Русский | English

Церковные соборы 381–382 годов и проблема поляризации западной и восточной частей позднеантичного мира

Захаров Георгий Евгеньевич

Статья посвящена роли церковных соборов начала 80-х годов IV в. (Константинопольского и Аквилейского соборов 381 г., Константинопольского и Римского соборов 382 г.) в развитии оппозиции «Запад–Восток» в раннехристианской традиции. Церковные соборы 381–382 гг. продемонстрировали, что бóльшая часть восточного епископата сохранила верность идее автономии Востока, в то время как западный епископат был склонен рассматривать Римскую кафедру – престол апостола Петра – как единый центр общения западных и восточных церквей. Возвышение Константинополя заложило основу для синтеза двух этих концепций в рамках византийской традиции: оппозиция «Восток–Запад» дополняется идеей вселенского первенства «двух Римов», Ветхого и Нового.

Ключевые слова: арианский кризис, ранняя Церковь, церковные соборы, римский примат, Константинополь, императорская власть, церковная организация, св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий Богослов, папа Дамас I.
Библиография:
  1. Афанасьев Н., протопр. 2003: Церковные соборы и их происхождение. М.
  2. Гидулянов П.В. 1908: Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. Ярославль.
  3. Захаров Г.Е. 2014а: Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V в.). М.
  4. Захаров Г.Е. 2014б: «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами». Экклезиологическая проблематика в истории арианских споров. М.
  5. Захаров Г.Е. 2014в: Члены сената как арбитры в богословских спорах IV века // ВДИ. №3, 105–110.
  6. Колосовская Ю.К. 1973: Паннония в I–III вв. М.
  7. Петр (Л’Юилье), архиеп. 2005: Правила первых четырех Вселенских Соборов. М.
  8. Amand de Mendieta E. 1963: Basile de Césarée et Damase de Rome: Les causes de l’échec de leurs négociations // Biblical and Patristic Studies: in Memory of R.P. Caey. Freiburg, 122–166.
  9. Bardy G. 1933: Le Concile d’Antioche (379) // Revue bénédictine. 45, 196–213.
  10. Barnard L.W. 1983: The council of Serdica: 343 A.D. Sofia.
  11. Barnes T.D. 1982: The New Empire of Diocletian and Constantine Cambr. (Mass.)–L.
  12. Cavallera F. 1905: Le schisme d’Antioche (IVe–Ve siècle). P.
  13. Dagron G. 1974: Naissance d’une сapitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P.
  14. Dagron G. 1984: Les Villes dans l’Illyricum protobyzantin // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Roma, 1–19.
  15. De Vries W. 2011: Orient et Occident: les structures ecclésiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecuméniques. P.
  16. Dudden F.H. 1935: The Life and Times of St. Ambrose. Oxf.
  17. Duval Y. 2005: Les chrétientés d’Occident et leur évêque au IIIe siècle. P.
  18. Dvornik F. 1964: Byzance et la primauté romaine. P.
  19. Field L.L. 2004: On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX. Toronto.
  20. Gottlieb G. 1979: Das Konzil von Aquileia // Annuarium Historiae Conciliorum. 11, 287–306.
  21. Grumel V. 1951: L’Illyricum de la mort de Valentinien Ier (375) à la mort de Stilicon (408) // Revue des études byzantines. T. IX, 5–46.
  22. Gryson R. 1980: Introduction // Scolies ariennes sur le concile d’Aquilée. (SC. 267). Р., 25–200.
  23. Hajjar J. 1962: Le synode permanent (synodos endemousa) dans l’Eglise Byzantine des origines au XI siècle. Rome.
  24. Hess H. 2002: The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxf.
  25. Janin R. 1910: Formation du patriarcat oecuménique de Constantinople // Échos d’Orient. 13 (№ 82), 135–140.
  26. Joannou P.-P. 1972: Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert. Stuttgart.
  27. King N.Q. 1961: The Emperor Theodosius and the establishment of Christianity. L.
  28. Marot H. 1960: Conciles anténicéens et conciles oecuméniques // Le Concile et les conciles. Contribution à l’histoire de la vie conciliaire de l’Église. P., 19–43.
  29. Marot H. 1957: Les conciles romains des IVe et Ve siècles et le développement de la primauté // Istina. 4, 435–462.
  30. McLynn N.B. 1994: Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital. Berkeley.
  31. McLynn N.B. 1991: The “Apology” of Palladius: Nature and Purpose // Journal of Theological Studies. 42. 1, 52–76.
  32. McLynn N.B. 2012: “Two Romes, Beacons of the Whole World”: Canonizing Constantinople // Two Romes: Rome and Constantinople in Late Antiquity / L. Grig, G. Kelly (ed.). Oxf.–N.Y., 345–363.
  33. Meslin M. 1967: Les Ariens d’Occident, 335–430. P.
  34. Monachino V. 1983: Anno 381: il canone 3 del concilio Сonstantinopolitano I // Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario internazionale di studi storici “Da Roma alla terza Roma”, 21–23 aprile 1981. Napoli, 253–259.
  35. Monachino V. 1959: Il primato nella controversia Ariana // Miscellanea Historiae Pontificiae. Vol. XXI: Saggi storici intorno al papato. Roma, 17–89.
  36. Palanque J.-R. 1933: Saint Ambroise et l’empire romain. P.
  37. Paredi A. 1974: Politica di S. Ambrogio. Milano.
  38. Peri V. Concilium plenum et generale: la prima attestazione dei criteri tradizionali dell’ecumenicità // Annuarium Historiae Conciliorum. 1983. 15, 41–78.
  39. Pietri Ch. 1976: Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma.
  40. Reutter U. 2009: Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen.
  41. Ritter A.M. 1965: Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol: Studien zur Geschichte und Theologie des II. Ökumenischen Konzils. Göttingen.
  42. Simonetti M. 1975: La crisi ariana nel IV secolo. Roma.
  43. Simonetti M. 1976: La politica antiariana di Ambrogio // Ambrosius Episcopus. Milano, 266–285.
  44. Williams D.H. 1995: Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts. Oxf.
  45. Zeiller J. 1918: Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain. P.