Войти Русский | English

Апамейская легенда о Ноевом ковчеге

Семенченко Лада Владиславовна

Статья посвящена детальному исследованию легенды, происходящей из крупного малоазийского центра – города Келены–Апамея Киботос. Возможное иудейское или христианское происхождение этой легенды о прибытии в Келены-Апамею Ноева ковчега на протяжении долгого времени служит предметом дискуссии в научной историографии. Автор рассматривает все имеющиеся на сегодняшний день литературные, эпиграфические, иконографические и топонимические свидетельства об этой легенде, а также результаты недавних археологических разведок. Анализ этих сведений позволяет точнее датировать происхождение легенды, реконструировать обстоятельства ее создания, а также более подробно проследить этапы ее развития.

Ключевые слова: Апамея Киботос, Келены, легенда о Ковчеге, Марсий, период Ранней империи, монеты Апамеи, иконография, топография, фригийские надписи, христианская литературная традиция, Оракулы Сивиллы.
Библиография:
  1. Седов Вл.В. 2011: Ранневизантийский храм в Апамее Киботос (Динаре): Предварительное сообщение о работах 2009–2010 гг. // РА. 3, 98–107.
  2. Ameling W. 2004: Inscriptiones Iudaicae Orientis, II: Kleinasien. Tübingen.
  3. Arundell Fr.V.J. 1834: Discoveries in Asia Minor, Including a Description of the Ruins of Several Ancient Cities and Especially Antioch of Pisidia. Vol. I. L.
  4. Belke Kl., Mersich N. 1990: Phrygien und Pisidien (Tabula Imperii Byzantini, 7). Wien.
  5. Borg B.E. (ed.) 2004: Paideia: The World of the Second Sophistic. B.–N.Y.
  6. Budge E.A.W. (ed.) 1932: The Chronography of Gregory Abû’l Faraj, the Son of Aaron, the Hebrew Physician, Commonly Known as Bar Hebraeus. Vol. I. L.
  7. Chuvin P. 1991: Mythologie et géographie dionysiaques. Recherches sur l’oeuvre de Nonnos de Panopolis. Clermont-Ferrand.
  8. Cohen G.M. 1995: The Hellenistic Settlements in Europe, the Islands, and Asia Minor. Berkeley.
  9. Collins J.J. 1974: The Sibylline Oracles of Egyptian Judaism. Missoula (Mont.)
  10. Collins J.J. 1987: The Development of the Sibylline Tradition // ANRW. II. 20. 1, 421–459.
  11. Delattre Ch. (ed.) 2011: Pseudo-Plutarque. Origine des noms de fleuves, de montagnes et de ce qui s’y trouve. Villeneuve d’Ascq.
  12. Dello Russo J. 2012: A Harvard Student’s Journey through the Jewish Catacombs of Rome. Lecture delivered on October 20th, 2011 at Harvard Divinity School in Cambridge: http://www.academia.edu/1701160.
  13. Dinkler E. 1979: Abbreviated representations // Weitzmann 1979, 396–402.
  14. Finegan J. 1946: Light from the Ancient Past. Princeton.
  15. Fink J. 1955: Noe der Gerechte in der frühchristlichen Kunst. Münster–Köln.
  16. Geffcken J. 1902: Komposition und Entstehungszeit der Oracula Sibyllina. Lpz.
  17. Gelzer H. 1880: Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Lpz (repr. N.Y., 1967; Hildesheim, 1978).
  18. Gerke F. 1940: Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit. B.
  19. Grabar A. 1968: L’art de la fin de l’Antiquité et du Moyen Age. Vol. II. P.
  20. Gruppe O. 1906: Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Bd 1–2. München.
  21. Habicht Chr. 1975: New Evidence on the Province of Asia // JRS. 65, 64–91.
  22. Hachlili R. 1998: Ancient Jewish Art and Archaeology in the Diaspora. Leiden.
  23. Hachlili R. 2009: Ancient Mosaic Pavements. Themes, Issues and Trends. Leiden.
  24. Head B.V. 1906: Catalogue of the Greek Coins of Phrygia. L.
  25. Hilhorst A. 1999: The Noah Story: Was it Known to the Greeks? // Interpretations of the Flood / F. García Martínez, G.P. Luttikhuizen (eds.). Leiden–Boston–Köln, 56–65.
  26. Hirschfeld G. 1875: Über Kelainai-Apameia Kibotos. B.
  27. Hogarth D.G. 1888: Notes upon a Visit to Celaenae – Apamea // JHS. 9, 343–349.
  28. Howgego Chr., Heuchert V., Burrett A. (eds.) 2005: Coinage and Identity in the Roman Provinces. Oxf.
  29. Ivantchik A., Belinskiy А., Dovgalev A. 2011: Prospections sur le territoire d’Apamée et élaboration du SIG Kélainai-Apamée Kibôtos (2008–2010) // Summerer et al. 2011, 137–177.
  30. Jensen R.M. 2000 Understanding Early Christian Art. L.–N.Y.
  31. Jones A.H.M. 1971: The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf.
  32. Jones C.P. 2004: Multiple Identities in the Age of the Second Sophistic // Paideia: the World of the Second Sophistic / B.E. Borg (ed.). B., 13–22.
  33. Kindler A. 1971: A Coin-Type from Apamea in Phrygia (Asia Minor) Depicting the Narrative of Noah // Museum Haaretz Bulletin, 13, 24–32.
  34. Kurfess A., Gauger J.D. (Hrsg.) 1998: Sibyllinische Weissagungen. Darmstadt.
  35. Leclercq H. 1924a: Apamée // DACL. I. 2, 2500–2523.
  36. Leclercq H. 1924b: Arche // DACL. I. 2, 2709–2732.
  37. Levine L.I. 2005: The Ancient Synagogue: the first thousand years. 2nd ed. New Haven–London.
  38. Lightfoot J.L. (ed.) 2003: Lucian. On the Syrian Goddess / Introduction, Translation and Commentary. Oxf.
  39. Lightfoot J.L. 2007: The Sibylline Oracles. Oxf.–N.Y.
  40. Magie D. 1950: Roman Rule in Asia Minor to the End of the Third Century after Christ. Princeton.
  41. Mersich N. 1990: Apamea // Belke, Mersich 1990, 188–189.
  42. Murray S.C. 1981: Rebirth and Afterlife. A Study of the Transmutation of Some Pagan Imagery in Early Christian Art (BAR International Series, 100). Oxf.
  43. Narkiss B. 1979a: Representational Art // Weitzmann 1979, 366–371.
  44. Narkiss B. 1979b: Coin from Apamea Kibotos with Noah’s Ark // Weitzmann 1979, 383.
  45. Nollé J. 2006: Beiträge zur kleinasiatischen Münzkunde und Geschichte // Gephyra. Zeitschrift für Geschichte und Kultur der Antike auf dem Gebiet der heutigen Türkei, 3, 49–132.
  46. Price S. 2005: Local Mythologies in the Greek East // Howgego et al. 2005, 115–124.
  47. Ramsay W.M. 1897: The Cities and Bishoprics of Phrygia. Oxf.
  48. Reinach A. 1913–1914: Noé Sangariou. Etude sur le déluge phrygien et le syncrétisme judéo-phrygien // Revue des études juives, 65, 161–180; 66, 1–43.
  49. Roos A.G., Wirth G. (eds.) 1968: Flavii Arriani quae exstant omnia. Vol. 2. Lpz.
  50. Rzach A. 1923: Sibyllinische Orakel // RE II. R. Hlbd 4, 2103–2183.
  51. Schürer E. 1986: The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C. – A.D. 135). T. 3. 1 / G. Vermes, F. Millar, M. Goodman (eds.). Edinburgh.
  52. Sementchenko L. 2011: Some Remarks on the Literary Tradition Concerning Kelainai/Apamea // Summerer et al. 2011, 63–70.
  53. Summerer L., Ivantchik А., von Kienlin А. (dir.) 2011: Kelainai-Apameia Kibotos. Développement urbain dans le contexte anatolien. Bordeaux.
  54. Tabbernee W. 1997: Montanist Inscriptions and Testimonia. Epigraphic Sources Illustrating the History of Montanism (Patristic Monograph Series, 16). Macon (GA).
  55. Tabbernee W. 2007: Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden.
  56. Thonemann P. 2011: The Maeander Valley. A Historical Geography from Antiquity to Byzantium. Cambr.
  57. Thurn J. (ed.) 2000: Ioannis Malalae Chronographia. B.
  58. Trebilco P.R. 1991: Jewish Communities in Asia Minor. Cambr.
  59. Trebilco P.R. 2004: The Christian and Jewish Eumeneian formula // Negotiating diaspora. Jewish Strategies in the Roman Empire / J.M.B. Barclay (ed.). N.Y., 66–88.
  60. Wallraff M., Roberto U., Pingéra K. (eds.) 2007: Iulius Africanus. Chronographiae. The Extant Fragments / Transl. W. Adler (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, NF 15). B.–N.Y.
  61. Wassmuth O. 2011: Sibyllinische Orakel 1–2. Studien und Kommentar (Ancient Judaism and Early Christianity, 76). Leiden.
  62. Weber G. 1892: Dinair (Gueïkler), Célène, Apamée Cibotos. Besançon.
  63. Weitzmann K. (ed.) 1979: Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art. N.Y.
  64. West M.L. 2003: The Flood Myth in Ovid, Lucian and Nonnus // Mitos en la literatura griega helenistica e imperial / J.A. López Férez (ed.). Madrid, 245–259.