Войти Русский | English

Сын за отца (не) отвечает? Хорошие и дурные дети в гомеровском эпосе

Гринцер Николай Павлович

В статье анализируется архаический мотив противостояния сына и отца в гомеровском эпосе. Путем разбора релевантных контекстов «Илиады» и «Одиссеи» (прежде всего, применительно к Ахиллу и Телемаху) показывается, как в них, с одной стороны, сохраняется архаическое представление о молодом герое как своего рода новой ипостаси отца (что выражается в том числе и в его имени), а с другой, как в эпосе сглаживаются (но тем не менее присутствуют в подтексте) все традиционные мотивы, связанные с противостоянием отцов и детей. Поскольку такое противостояние является неизбежным следствием героического действия, активность героя влечет за собой нарушение сыновнего долга, а по-настоящему «достойным» сыном оказывается тот персонаж, кто полностью или на время оказывается пассивным.

Ключевые слова: героический эпос, эпический герой, мифология, фольклор, этимология, отец, сын, «Илиада», «Одиссея», эпический цикл.
Библиография:
  1. Боура С.М. 2002: Героическая поэзия. М.
  2. Веселовский А.Н. 2006: Избранное: Историческая поэтика. М.
  3. Данек Г. 2011: Эпос и цитаты: изучая источники "Одиссеи". Ч. 1. М.
  4. Леви-Строс К. 2001: Структурная антропология. М.
  5. Лотман Ю.М., Минц З.Г. 1981: Литература и мифология // Семиотика. Труды по знаковым системам. Тарту, 13, 35–55.
  6. Мелетинский Е.М. 1984: Об архетипе инцеста в фольклорной традиции (особенно в героическом мифе) // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 57–62.
  7. Пропп В.Я. 1958: Русский героический эпос. М.
  8. Austin N. 1969: Telemachus Polymechanos // California Studies in Classical Philology. 2, 45–63.
  9. Avery H. 1998: Achilles’ Third Father // Hermes. 126, 389–397.
  10. Bakker E. 2013: The Meaning of Meat and the Structure of the Odyssey. Cambr.
  11. Benardete S. 2008: The Bow and the Lyre. A Platonic Reading of the Odyssey. Lanham.
  12. Bremmer J. 1983: The Importance of Maternal Uncle and Grandfather in the Archaic and Classical Greece and Early Byzantium // ZPE. 50, 173–186.
  13. Bremmer J. 2014: Interpretations of Greek Mythology. Oxf.–N.Y.
  14. Cairns D. 1993: Aid.s: The Psychology and Ethics of Honour and Shame in Ancient Greek Literature. Oxf.
  15. Clarke H.W. 1963: Telemachus and the Telemacheia // AJPh. 84, 129–145.
  16. Clarke H.W. 1989: The Art of the Odyssey. Bristol–Wauconda.
  17. Crotty K. 1994: The Poetics of Supplication: Homer’s Iliad and Odyssey. Ithaca (NY).
  18. Danek G. 1998: Epos und Zitat. Untersuchungen zu den Quellen der Odyssee. Wien.
  19. Eckert Ch. 1963: Initiatory Motifs in the Story of Telemachus // CJ. 59.2, 49–57.
  20. Edwards A. 1985: Achilles in the Odyssey. Ideologies of Heroism in the Homeric Epic. Königstens.
  21. Falkner T.M. 1995: The Poetics of Old Age in Greek Epic, Lyric, and Tragedy. L.
  22. Felson N. 1999: Paradigms of Paternity: Fathers, Sons and Athletic/Sexual Prowess in Homer’s Odyssey // Euphrosyne. Studies in Ancient Epic and its Legacy in Honor of Dimitris N. Maronitis. Stuttgart, 89–98.
  23. Felson N. 2002: Threpthra and Invincible Hands: the Father–Son Relationship in Iliad 24 // Arethusa. 35, 35–50.
  24. Fernandez-Galiano M. 1990: A Commentary on Homer’s Odyssey. V. 3: Commentary to Books XVII–XXIV. Oxf.
  25. Finlay R. 1980: Patroklos, Achilles and Priamus: Fathers and Sons in the Iliad // Classical World. 73, 267–273.
  26. Greene T. 1963: The Descent from Heaven: a Study in Epic Continuity. New Haven.
  27. Heath J. 2001: Telemachus πεπνυμένος: Growing into an Epithet // Mnemosyne. 54, 129–157.
  28. Heiden B. 2008: Homer’s Cosmic Fabrication: Choice and Design in the Iliad. Oxf.
  29. Held G. 1987: Phoenix, Agamemnon and Achilleus: Parables and Paradeigmata // CQ. 37, 245–261.
  30. Hooker J. 1989: Homer, Patroclus, Achilles // Symbolae Osloenses. 64, 30–35.
  31. Jensen M.S. 1980: The Homeric Question and the Oral-Formulaic Theory. Copenhagen.
  32. Jones P. 1988: The κλέος of Telemachus: Odyssey 1.95 // AJPh. 109, 496–506.
  33. Kamptz H. von 1982: Homerische Personennamen. Sprachwissenschaftliche und historische Klassifikation. Göttingen.
  34. Letoublon F. 2010: T.l.maque est-il le fi ls d’Ulysse? // Gaia. 13, 137–152.
  35. Macleod C. 1982: Homer. Iliad. Book XXIV. Cambr.
  36. Martin R. 1989: The Language of Heroes: Speech and Performance in the Iliad. Ithaca (NΥ).
  37. Mills S. 2000: Achilles, Patroclus and Parental Care in Some Homeric Similes // G&R. 47, 3–18.
  38. Moreau A. 1992: Odyss.e, XXI, 101–139. L’examen de passage de T.l.maque // L’initiation. Actes du colloque international de Montpellier, 11–14 avril 1991, I. Les rites d’adolescence et les myst.res. Montpellier, 93–104.
  39. Olson D. 1995: Blood and Iron. Stories and Storytelling in Homer’s Odyssey. Leiden.
  40. Perradotto J. 1990: Man in the Middle Voice: Name and Narration in the Odyssey. Princeton.
  41. Petropoulos J. 2011: Kleos in a Minor Key: the Homeric Edication of a Little Prince. Cambr. (MA)–L.
  42. Pratt L. 2007: The Parental Ethos of the Iliad // Constructions of Childhood in Ancient Greece and Italy. Athens, 25–40.
  43. Rank O. 1909: Der Mythus von der Geburt des Helden. Leipzig–Wien.
  44. Redfi eld J. 1975: Nature and Culture in the Iliad: the Tragedy of Hector. Chicago.
  45. Richardson N. 1996: The Iliad: A Commentary. Vol. 6: Books 21–24. Cambr.
  46. Risch E. 1981: Namensdeutung und Worterkl.rungen bei den .ltesten griechischen Dichtern // Risch E. Kleine Schriften. B.–N.Y.
  47. Said S. 2011: Homer and the Odyssey. Oxf.
  48. Schadewaldt W. 1966: Iliasstudien. B.
  49. Schein S. 1984: The Mortal Hero: an Introduction to Homer’s Iliad. Berkeley–Los Angeles.
  50. Schofi eld M. 2001: Euboulia in the Iliad // Oxford Readings in Homer’s Iliad. Oxf., 220–259.
  51. Sulzberger M. 1926: ΟΝΟΜΑ ΕΠΩΝΥΜΟΝ. Les noms propres chez Hom.re et dans la mythologie grecque // REG. 39, 381–447.
  52. Thalmann W.G. 1998: The Swineherd and the Bow: Representations of Class in the Odyssey. Ithaca (ΝΥ).
  53. West S. 1990: A Commentary on Homer’s Odyssey. Vol. 1: Introduction and Commentary to Books I–VIII. Oxf.
  54. W.hrle G. 1999: Telemachs Reise. V.ter und S.hne in Ilias und Odyssee oder ein Beitrag zur Erforschung der M.nnlichkeitsideologie in der homerischen Welt. G.ttingen.
  55. Zajko V., O’Gorman E. 2013: Classical Myth and Psychoanalysis: Ancient and Modern Stories of the Self. Oxf.
  56. Zanker G.1996: The Heart of Achilles. Characterization and Personal Ethics in the Iliad. Ann Arbor.