Статья посвящена проблеме оценки позднеримским поэтом Драконцием своих литературных предшественников, Гомера и Вергилия. Хотя их влияние на этого автора неоспоримо, прямых указаний на его личное отношение к мэтрам эпического жанра крайне мало. Практически единственный такой пример встречается в прологе к поэме «Похищение Елены». Небольшое рассуждение, уместившееся в 20 строчек, обычно интерпретируется исследователями как похвала или, во всяком случае, дань памяти поэтам прошлого. В то же время анализ некоторых особенностей стилистики и образного ряда, использованного Драконцием, дает основания увидеть за панегирической внешней стороной иронию.
Akbar Khan, H. 1967: An Interpretational Crux: Catullus LV and LVIIIa. L’antiquité classique 36/1, 116–131.
Bisanti, A. 2017: Responsabilità e (de)merito negli epilli di Draconzio. Hormos. Ricerche di Storia Antica 9, 649–663.
Boshoff, L.A. 2017: The Mythological Epics of Dracontius in their Socio-Political Context. PhD thesis. Oxford.
Bretzigheimer, G. 2010: Dracontius’ Konzeption des Kleinepos‚ De raptu Helenae‘ (Romul. 8). Rheinisches Museum für Philologie. Neue Folge 153/3–4, 361–400.
Bright, D.F. 1987: The Miniature Epic in Vandal Africa. Norman–London.
Christiansen, P.G. 1970: Claudian and the East. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 19/1, 113–120.
Cichoń, N. 2016: The Judgement of Paris as Examined by a Lawyer and a Christian Moralist: Dracontius’ De raptu Helenae. Symbolae Philologorum Posnaniensium Graecae et Latinae 26/1, 157–170.
Díaz de Bustamante, J.M. 1978: Draconcio y sus Carmina profana, estudio biográfico, introducción y edición crítica. Santiago de Compostela.
Galli Milic, L. 2016. Pâris, Hélène et les autres. Quelques considérations sur les personnages du Romul. 8 de Dracontius. Vita Latina 193–194, 193–217.
Fielding, I. 2017: Transformations of Ovid in Late Antiquity. Cambridge.
Henrichs, A. 1995: Graecia Capta: Roman Views of Greek Culture. Harvard Studies in Classical Philology 97, 243–261.
Kaufmann, H. 2006: Intertextualität in Dracontius’ ‘Medea (Romul. 10)’. Museum Helveticum 63/2, 104–114.
Malamud, M. 2012: Double, Double: Two African Medeas. Ramus. Critical Studies in Greek and Roman Literature 41/1–2, 161–189.
Nikolsky, I.M. 2018: [Panegyric or Trolling? How Images of Animals Could Change the Main Message of Blossius Aemilius Dracontius’ ‘Satisfaction’]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European Linguistics and Classical Philology] 22/2, 967–974.
Никольский, И.М. Панегирик или тонкая издевка? Как образы животных могли поменять смысл «Искупления» Блоссия Эмилия Драконция. Индоевропейское языкознание и классическая филология 22/2, 967–974.
Nikolsky, I.M. 2019: [The Image of Carthage in Political Ideology of the Vandal Kingdom. ‘The Homeland of Asdingui’ or a ‘Phoenix Risen’]. Aristey [Aristeas] 20, 104–113.
Никольский, И.М. Образ Карфагена в политической идеологии вандальского королевства: «матерь Асдингам» или «возрождающийся Феникс»? Аристей 20, 104–113.
Nikolsky, I.M. 2020a: Images of Animals from Historia Naturalis in Political Rhetoric of Late Antiquity: Blossius Aemilius Dracontius’ Lion. SHAGI [STEPS] 6/1, 158–167.
Nikolsky, I.M. 2020b: [Dracontius’ Mythological Poems and the Conflict of Political Elites in Vandal Africa]. SHAGI [STEPS] 6/2, 102–117.
Никольский, И.М. Мифологические поэмы Драконция и конфликт политических элит в вандальской Африке. ШАГИ 6/2, 102–117.
Nikolsky, I.M. 2021: [Christian Apologist or Roman Patriot? Dracontius and the Exempla virorum in His De laudibus Dei (LD III. 250–467)]. Vestnik drevnei istorii [Journal of Ancient History] 81/3, 649–658.
Никольский, И.М. Христианский апологет или римский патриот? Драконций и Exempla virorum в его «Хвале Господу» (LD III. 250–467). ВДИ 81/3, 649–658.
Pleshak, D.G. 2021: Christianity, Polytheism and Memory in George of Pisidia. Vostochnaya Evropa v drevnosti i Srednevekov’e [Eastern Europe in Antiquity and the Middle Ages] 33, 220–223.
Плешак, Д.Г. Христианство, язычество и память у Георгия Писиды. Восточная Европа в древности и Средневековье 33, 220–223.
Pohl, K. 2019a: Dracontius: De raptu Helenae: Einleitung, Edition, Übersetzung und Kommentar. Stuttgart.
Pohl, K. 2019b: Komik in den Dichtungen des Dracontius. In: K. Pohl (Hrsg.), Dichtung zwischen Römern und Vandalen. Tradition, Transformation und Innovation in den Werken des Dracontius. Stuttgart, 231–249.
Romano, D. 1959: Studi Draconziani. Palermo.
Simons, R. 2005: Dracontius und der Mythos. Christliche Weltsicht und pagane Kultur in der ausgehenden Spätantike. (Beiträge zur Altertumskunde, 186). Leipzig.
Stoehr-Monjou, A. 2015: L’âme et le corps dans la suasoire de Dracontius: Rom. IX, un hommage à Homère. Vita Latina 191–192, 154–175.
Stoehr-Monjou, A. 2016: Die Götter in der Ethopoiie des Dracontius (Romul. 4). Ein Versuch doppelbödiger Rede in der „Sprache des Romulus“? In: K. Pohl (Hrsg.), Colloque international sur Dracontius: ”Reddere urbi litteras”: Wandel und Bewahrung in den Dichtungen des Dracontius. Wuppertal.
Tizzoni, M.L. 2012: The Poems of Dracontius in Their Vandalic and Visigothic Context. PhD thesis. Leeds.
Tommasi Morescini, Ch.O. 2010: Roman and Christian History in Dracontius’ De Laudibus Dei. In: J. Baun, A. Cameron, M.J. Edwards, M. Vinzent (eds.), Papers Presented at the Fifteenth International Conference on Patristic Studies held Oxford, 2007. (Studia Patristica, XLIV–XLIX). Leuven–Paris–Walpole, 303–308.
van Zyl Smit, B. 2010: The Amorous Queen and the Country Bumpkin: Clytaemestra and Egistus in Dracontius’ Orestis tragoedia. Akroterion 55, 25–36.
Wasyl, A.M. 2011: Genres Rediscovered: Studies in Latin Miniature Epic, Love Elegy, and Epigram of the Romano-Barbaric Age. Krakow.
Weber, B. 1995. Der Hylas des Dracontius: Romulea 2. Berlin–Boston.
Wolff, É. 1996 (éd.): Dracontius. OEuvres. T. IV. Poèmes profanes VI–X. Fragments. Paris.
Yarkho, V.N. 2001 (ed.): Emiliy Blossiy Dracontsiy. Mifologicheskie poemy [Blossius Aemilius Dracontius. Mythological Poems]. Moscow.
Ярхо, В.Н. Эмилий Блоссий Драконций. Мифологические поэмы. М.
Zwierlein, O. 2017: Die ‘Carmina profana’ des Dracontius. Prolegomena und kritischer Kommentar zur Editio Teubneriana. Mit einem Anhang. Dracontius und die ‘Aegritudo Perdicae’. (Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte, 127). Berlin–Boston.