Статья посвящена публикации и интерпретации группы памятников из египетского собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина (ГМИИ I.1a.5001, 4688, 4687, 4689, 4691, 4690–5005). Памятники представляют собой гипсовые маски, помещавшиеся на мумии священных соколов и изображавшие египетского царя. Аналогии им неизвестны. Проведенный анализ показал, что данные изображения соответствуют стандарту царской иконографии, принятому в IV–III вв. до н.э. и со значительной уверенностью могут быть атрибутированы Птолемею II Филадельфу (282–246 гг. до н.э.). Маски происходят из коллекции В.С. Голенищева, их происхождение и обстоятельства приобретения неизвестны, однако можно допустить, что они происходят из некрополя священных соколов в Северной Саккара, где бытовали в царствование Птолемея II, будучи призваны подчеркивать присутствие в нем божества и его сакральную легитимность.
Aldred, C. 1970: Some Royal Portraits of the Middle Kingdom in Ancient Egypt. Metropolitan Museum Journal 3, 27–50.
Baines, J., Riggs, Chr. 2001: Archaism and Kingship: A Late Royal Statue and Its Early Dynastic Model. Journal of Egyptian Archaeology 81, 103–118.
Beck, H., Bol, P., Bückling, M. (Hrsg.) 2005: Ägypten – Griechenland – Rom: Abwehr und Berührung. Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, 26. November 2005–26. Februar 2006. Frankfurt an Main.
Beckerath, J. von. 1999: Handbuch der ägyptischen Königsnamen. (Münchner ägyptologische Studien, 49). 2. Aufl. München.
Berlev, O.D., Hodjash, S.I. 2004: Skul’ptura drevnego Egipta v sobranii Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel’nykh iskusstv im. A.S. Pushkina. Katalog [The Sculpture of Ancient Egypt in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Catalogue]. Moscow.
Берлев, О.Д., Ходжаш, С.И. Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изо бразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог. М.
Bianchi, R.S. 2018: “Portrait” Sculpture in Ptolemaic Egypt. In: J. Spier, T. Potts, S.E. Cole (eds.), Beyond the Nile. Egypt and the Classical World. Los Angeles, 141–147.
Bisson de la Roque, F. 1940: Tôd: fouilles antérieures à 1938. Revue d’égyptologie 4, 67–74.
Blöbaum, A.I. 2006: “Denn ich bin ein König, der die Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Eine vergleichende Untersuchung der Phraseologie in den offiziellen Königsinschriften vom Beginn der 25. Dynastie bis zum Ende der makedonischen Herrschaft. (Aegyptiaca Monasteriensia, 4). Aachen.
Bol, P.C. 2001: Alexander der Große als Pharao im Liebieghaus in Frankfurt am Main. Antike Welt 32/1, 65–69.
Bolshakov, A.O. 2000: [Ancient Egyptian Royal Sculpture and “Horus Name”]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 73–87.
Большаков, А.О. Древнеегипетская скульптура и «хорово имя». ВДИ 2, 73–87.
Bothmer, B. 1969: Egyptian Sculpture of the Late Period, 700 B.C. to A.D. 100. New York.
Cafici, G. 2021: The Egyptian Elite as Roman Citizens. Looking at Ptolemaic Private Portraiture. (Harvard Egyptological Studies, 14). Leiden.
Centrone, M.C. 2009: Egyptian Corn-Mummies: A Class of Religious Artefacts Catalogued and Systematically Analysed. Saarbrücken.
Collier, S. 1996: The Crowns of Pharaoh: Their Development and Significance in Ancient Egyptian Kingship. PhD thesis. Ann Arbor.
Davies, S., Smith, H.S. 2005: The Sacred Animal Necropolis at North Saqqara: The Falcon Complex and Catacomb. The Archaeological Report. London.
Demskaya, A.A., Khodzhash, S.I., Berlev, O.D., Kachalina, G.I., Yakovleva, E.M., Smirnova, L.M. (eds.) 1987: Vydayushchiysya russkiy vostokoved V.S. Golenishchev i istoriya priobreteniya ego kollektsii v Muzey izyashchnykh iskusstv (1909–1912) [Outstanding Russian Orientalist V.S. Golenishcheff and the Acquisition of His Collection for the Museum of Fine Arts (1909–1912)]. Moscow.
Демская, А.А., Ходжаш, С.И., Берлев, О.Д., Качалина, Г.И., Яковлева, Е.М., Смирнова, Л.М. (сост.). Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1909–1912). (Из архива ГМИИ, 3). М.
Diener, L. 1973: A Human-Masked and Doll-Shaped Hawk-Mummy. Chronique d’Égypte 48 (95), 60–65.
Emam, M.A., el-Zaher, E.A. 2018: New Fragments of “Nectanebo the Falcon” from the Temple of Behbeit el-Hagar. Near Eastern Archaeology 81/4, 239–243.
Gorre, G. 2009a: “Nectanébo-le-faucon” et la dynastie lagide. Ancient Society 39, 55–69.
Gorre, G. 2009b: Les rélations du clergé égyptien et des Lagides d’après les sources privées. (Studia hellenistica, 45). Leuven.
Griffiths, J.G. 1982: Osiris. In: W. Helck, E. Otto, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. IV. Megiddo–Pyramiden. Wiesbaden, 623–633.
Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. London–New York.
Ikram, S. 2007: Tiermumien im Alten Ägypten. In: D. von Recklinghausen, R. Germer (Hrsg.), Ägyptische Mumien, Unsterblichkeit im Land der Pharaonen. Mainz am Rhein, 275–285.
Ikram, S. 2012: An Eternal Aviary: Bird Mummies from Ancient Egypt. In: R. Bailleul-LeSuer (ed.), Between Heaven and Earth: Birds in Ancient Egypt. (Oriental Institute Museum Publications, 35). Chicago, 41–48.
Josephson, J.A. 1997: Egyptian Royal Sculpture of the Late Period 400–246 B.C. (Deutsches Archäologisches Institut, Abt. Kairo. Sonderschrift, 30). Mainz.
Kessler, D. 1989: Die heiligen Tiere und der König. Teil I. Beiträge zu Organisation, Kult und Theologie der spätzeitlichen Tierfriedhöfe. (Ägypten und Altes Testament, 16). Wiesbaden.
Kyrieleis, H. 1975: Bildnisse der Ptolemäer. (Archäologische Forschungen, 2). Berlin.
Ladynin, I.A. 2009: “Nectanebos-the-Falcons”: Sculpture Images of Nectanebo II before the God Horus and Their Concept. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 3–26.
Ладынин, И.А. «Соколы-Нектанебы»: Скульптурные изображения Нектанеба II перед богом Хором и их концепция. ВДИ 4, 3–26.
Ladynin, I.A. 2011: [“King on the Way of God”: On the Principles of Assesing the Royal Activities in Egyptian Ideology of the Fourth–Third Centuries B.C.]. In: A.O. Bolshakov (ed.), Peterburgskie egiptologicheskie chteniya 2009–2010: pamyati S.I. Hoddzhash. Pamyati A.S. Chetverukhina. Doklady [St. Petersburg Egyptological Readings 2009–2010. In Commemoration of S.I. Hodjash. In commemoration of A.S. Chetrevukhin. Papers of the Conference]. Saint Petersburg, 139–169.
Ладынин, И.А. «Царь на пути бога»: О принципах оценки деятельности царя в египетской идеологии IV–III вв. до н.э. В сб.: А.О. Большаков (ред.), Петербургские египтологические чтения 2009–2010. Памяти С.И. Ходжаш. Памяти А.С. Четверухина. Доклады. (Труды Государственного Эрмитажа, 55). СПб., 139–169.
Ladynin, I.A. 2013a: Late Dynastic Period. In: W. Wendrich, J. Dieleman, E. Frood, W. Grajetzki, J. Baines (eds.), UCLA Encyclopedia of Egyptology. Los Angeles. URL: https://escholarship.org/uc/ item/2zg136m8; accessed on: 29.01.2023.
Ladynin, I.A. 2013b: [Notes on the Egyptian “Protocol” of the Argeadai Kings]. In: A.O. Bolshakov (ed.), Peterburgskie egiptologicheskie chteniya 2011–2012: pamyati E.S. Bogoslovskogo. Doklady [St. Petersburg Egyptological Readings 2011–2012: In Commemoration of E.S. Bogoslovski. On the Occasion of his 70th Birthday. Papers of the Conference]. Saint Petersburg, 116–131.
Ладынин, И.А. Замечания о египетском «протоколе» царей династии Аргеадов. В сб.: А.О. Большаков (ред.), Петербургские египтологические чтения 2011–2012: памяти Е.С. Богословского. Доклады. (Труды Государственного Эрмитажа, 56). СПб., 116–131.
Ladynin, I.A. 2016: [The Dynastic Cult and the Eponimous Priesthood of the Ptolemies]. In: S. Yu. Saprykin, I.A. Ladynin (eds.), «Bogi sredi lyudey»: Kul’t praviteley v ellinisticheskom, postellinisticheskom i rimskom mire [“Gods among Men”: The Rulers’ Cult in the Hellenistic, Post-Hellenistic and Roman World]. Moscow–Saint Petersburg, 265–312.
Ладынин, И.А. Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев. В кн.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллини стическом и римском мире. (Труды исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, 82; Серия II: Исторические исследования, 39). М.– СПб., 265–312.
Ladynin, I.A. 2017: «Snova pravit Egipet!» Nachalo ellinisticheskogo vremeni v kontseptsiyakh i konstruktakh pozdneegipetskikh istoriografii i propagandy [“Egypt Rules Again!” The Start of the Hellenistic Period in the Concepts and Constructs of Late Egyptian Historiography and Propaganda]. Moscow–Saint Petersburg.
Ладынин, И.А. «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и кон структах позднеегипетских историографии и пропаганды. (Труды исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, 84, Серия II: Исторические исследования, 40). М.– СПб.
Ladynin, I.A. 2020: Udjahorresnet and the Royal Name of Cambyses: The “Derivative Sacrality” of Achaemenids in Egypt. Journal of Ancient Egyptian Interconnections 26, 88–99.
Ladynin, I.A. 2021: [A Sculpture Head of Ptolemy V from the A.S. Pushkin Museum of Fine Arts and the Problem of “Egyptianization” of the Ptolemaic Kingship in the Late 3rd and the Early 2ndCenturies B.C.]. Vostok [The East (Oriens)] 2, 206–220.
Ладынин, И.А. Голова статуи Птолемея V из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина и проблема египтизации царской власти Птолемеев в конце III – начале II вв. до н.э. Восток (Oriens) 2, 206–220.
Liepsner, T.F. 1982: Modelle. In: W. Helck, E. Otto, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. IV. Megiddo–Pyramiden. Wiesbaden, 168–180.
Lorand, D. 2011: La statuaire royale de Sésostris Ier. Art et politique au début de la XIIe dynastie. Bulletin de la société française d’égyptologie 180, 23–43.
Lorand, D. 2016: Did the “Reunification Style” Affect the Production of Middle Kingdom Royal Statuary? In: L. Hudáková, P. Jánosi, A. Kahlbacher (eds.), Change and Innovation in Middle Kingdom Art. (Middle Kingdom Studies, 4). London, 83–94.
McKechnie, P., Guillaume, Ph. 2008: Ptolemy II Philadelphus and His World. (Mnemosyne. Supplements. History and Archaeology of Classical Antiquity, 300). Leiden.
Montet, P. 1959: Inscriptions de Basse Époque trouvées à Tanis. Kêmi: revue de philologie et d’archéologie égyptiennes et coptes 15, 42–64.
Myśliwiec, K. 1988: Royal Portraiture of the Dynasties XXI–XXX. Mainz.
Pavlov, V.V. 1957: Skul’pturnyy portret drevnego Egipta [The Sculpture Portrait of Ancient Egypt]. Moscow.
Павлов, В.В. Скульптурный портрет древнего Египта. М.
Raven, M.J. 1982: Corn-Mummies. Oudheidkundige mededelingen uit het Rijksmuseum van Oudheden 63, 7–38.
Schäfer, D. 2007: Alexander der Große. Pharao und Priester. In: St. Pfeiffer (Hrsg.), Ägypten unter fremden Herrschern zwischen persischer Satrapie und römischer Provinz. (Oikumene. Studien zur antiken Weltgeschichte, 3). Frankfurt an Main, 54–74.
Schweitzer, U. 1952: Ein spätzeitlicher Königskopf in Basel. Bulletin de l ʼInstitut français d ʼarchéologie orientale 50, 119–132.
Scott, D.A., Dodd, L.S. 2002: Examination, Conservation and Analysis of a Gilded Egyptian Bronze Osiris. Journal of Cultural Heritage 3/4, 333–345.
Seipel, W. 2015: Ägypten – Die letzten Pharaonen: Von Alexander dem Großen bis Kleopatra. Regensburg.
Smith, M. 2017: Following Osiris: Perspectives on the Osirian Afterlife from Four Millennia. Oxford–New York.
Stadler, M.A. 2014: «Ach, das ist gestreift!» – Anmerkungen zur ägyptischen Königsplastik im 4. und 3. Jahrhundert v. Chr. In: S.L. Lippert, M.A. Stadler (Hrsg.), Gehilfe des Thot. Festschrift für Karl-Theodor Zauzich zu seinem 75. Geburtstag. Wiesbaden, 105–127.
Stanwick, P.E. 2002: Portraits of the Ptolemies. Greek Kings as Egyptian Pharaohs. Austin.
Thiers, Chr. 1999: Ptolémée Philadelphe et les prêtres de Saïs: La stèle de Codex Ursinianus, fol. 6 r o + Naples 1034 + Louvre C.123. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale 99, 423–445.
Volokhine, Y. 2019: Barbe et barbus en Égypte ancienne. In: Y. Volokhine, B. Fudge, Th. Herzog (éd.), Barbe et barbus: symboliques, rites et pratiques du port de la barbe dans le Proche-Orient ancien et moderne. Bern, 59–87.
Walker, S., Higgs, P. 2001: Cleopatra of Egypt. From History to Myth. London–Princeton.