Статья представляет собой исторический комментарий к рассказу Геродота о похоронах спартанских царей. Автор делает попытку объяснить, почему на протяжении веков в неизменном виде продолжал существовать слишком пышный для аскетичной Спарты и даже для других греческих полисов погребальный царский обряд. Большое внимание в статье уделено анализу социо-этнического состава участников погребальной церемонии. Участие в ней представителей низших классов – илотов и периеков, – по мнению автора, способствовало ускорению процесса выделения элит из обеих категорий негражданского населения Спарты. Похоронная церемония выполняла важную идеологическую и пропагандистскую функцию: служила объединяющим моментом для всех сословий и заставляла всех присутствующих проникнуться убеждением в вечности и неизменности существования царской власти, а вместе с ней и всего Спартанского государства.
Alexiou, M. 2002: The Ritual Lament in Greek Tradition, 2nd ed. Lanham–Boulder–New York–Oxford.
Birgalias, N. 2002: Helotage and Spartan social organization. In: А. Powell, S. Hodkinson (eds.), Sparta. Beyond the Mirage. London, 249–266.
Boehringer, D. 1996: Zur Heroisierung historischer Persönlichkeiten bei den Griechen. In: M. Flashar, H.-J. Gehrke, E. Heinrich (Hrsg.), Retrospektive: Konzepte von Vergangenheit in der griechisch-römischen Antike. München, 37–61.
Burkert, W. 2004: Grecheskaya religiya. Arkhaika i klassika [Greek Religion. Archaic and Classic]. Saint Petersburg.
Буркерт, В. 2004: Греческая религия. Архаика и классика. СПб.
Christesen, P. 2010: Kings playing politics: the heroization of Chionis of Sparta. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 59/1, 26–73.
Christesen, P. 2018: The typology and topography of Spartan burials from the protogeometric to the Hellenistic period: rethinking Spartan exceptionalism and the ostensible cessation of adult intramural burials in the Greek world. Annual of the British School at Athens 113, 307–363.
Currie, B. 2005: Pindar and the Cult of Heroes. Oxford.
Doran, T. 2018: Spartan oliganthropia. Brill Research Perspectives in Ancient History 1/2, 1–106.
Ekroth, G. 2007: Heroes and hero cults. In: D. Ogden (ed.), A Companion to Greek Religion. Oxford, 100–114.
Figueira, T. 2003: The demography of the Spartan helots. In: N. Luraghi, S. E. Alcock (eds.), Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures. (Hellenic Studies, 4). Cambridge, 193–239.
Flower, M. 2009: Spartan ‘religion’ and Greek ‘religion’. In: S. Hodkinson (ed.), Sparta: Comparative Approaches. Swansea, 193–230.
Garland, R. 1989: The well-ordered corpse: an investigation into the motives behind Greek funerary legislation. Bulletin of the Institute of Classical Studies 36, 1–15.
Gengler, O. 2011: Leonidas and the heroes of Thermopylae: memory of the dead and identity in Roman Sparta. In: H. Cavanagh, W. Cavanagh, J. Roy (eds.), Honouring the Dead in the Peloponnese. Proceedings of the conference held at Sparta 23–25 April 2009. Nottingham, 151–161.
Hornblower, S., Pelling, Ch. (eds.), 2017: Herodotus. Histories. Book VI. Cambridge.
How, W.W., Wells, J. 2008: A Commentary on Herodotus. (URL: https://www.gutenberg.org/ ebooks/24146; дата обращения: 27.07.2022).
Kennell, N. 2003: Agreste genus: helots in Hellenistic Laconia. In: N. Luraghi, S. E. Alcock (eds.), Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures. Cambridge, 81–105.
Lipka, M. 2002: Xenophon’s Spartan Constitution: Introduction, Text, Commentary. Berlin.
Luraghi, N. 2001: Local knowledge in Herodotus’ Histories. In: N. Luraghi (ed.), The Historian’s Craft in the Age of Herodotus. Oxford, 138–160.
Luraghi, N. 2003: The imaginary conquest of the Helots. In: N. Luraghi, S. E. Alcock (eds.), Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures. Cambridge, 109–141.
Luraghi, N. 2008: The Ancient Messenians. Constructions of Ethnicity and Memory. New York.
Morris, I. 1992: Death-Ritual and Social Structure in Classical Antiquity. Cambridge.
Nafissi, M. 1991: La nascita del kosmos. Studi sulla storia e la società di Sparta. Napoli.
Parker, R. 1989: Spartan religion. In: A. Powell (ed.), Classical Sparta: Techniques behind her Success. London, 142–172.
Pavlides, N. 2011: Worshipping heroes: civic identity and the veneration of the communal dead in archaic Sparta. In: H. Cavanagh, W. Cavanagh, J. Roy (eds.), Honouring the Dead in the Peloponnese. Proceedings of the Conference held at Sparta 23–25 April 2009. Nottingham, 551–576.
Pechatnova, L.G. 2020: Istoriya Sparty. Period arkhaiki i klassiki [History of Sparta. Archaic and Classic Periods]. 2nd ed. Saint Petersburg.
Печатнова, Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики. 2-е изд. СПб.
Petropoulou, A. 2009: The Spartan royal funeral in comparative perspective. In: H. Cavanagh, J. Roy (eds.), Honouring the Dead in the Peloponnese. Proceedings of the Conference held in Sparta 23–25 April 2009. Nottingham, 583–612.
Powell, A. 2018: Sparta. Reconstructing history from secrecy lies and myth. In: A. Powell (ed.), A Companion to Sparta. Vol. I. Hoboken, 3–28.
Rhodes, P.J., Osborne, R. (eds.) 2007: Greek Historical Inscriptions, 404–323 BC. Oxford.
Richer, N. 1994: Aspects des funérailles à Sparte. Cahiers du Centre Gustave Glotz 5, 51–96.
Richer, N. 2007: The religious system at Sparta. In: D. Ogden (ed.), A Companion to Greek Religion. Oxford, 236–252.
Schaefer, H. 1965: Das Eidolon des Leonidas. In: H. Schafer, Probleme der Alten Geschichte. Göttingen, 324–328.
Scheidel, W. 2003: Helot numbers: a simplified model. In: N. Luraghi, S. E. Alcock (eds.), Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures. Cambridge, 240–247.
Scott, L. 2005: Historical Commentary on Herodotus, Book 6. Leiden.
Shipley, Gr. 1997: “The other Lakedaimonians”: the dependent perioikic poleis of Laconia and Messenia. In: M. H. Hansen (ed.), The Polis as an Urban Centre and as a Political Community. Copenhagen, 189–281.
Shipley, Gr. 2006: Sparta and its perioikic neighbours: a century of reassessment. Hermathena 181, 51–82.
Simonton, M. 2018: The burial of Brasidas and the politics of commemoration in the classical period. American Journal of Philology 139/1, 1–30.
Stubbs, H.W. 1950: Spartan austerity: a possible explanation. Classical Quarterly 44/1–2, 32–37.
Toher, M. 1999: On the ΕΙΔΩΛΟΝ of a Spartan king. Rheinisches Museum für Philologie 142/2, 113–27.
Wees, H. van. 2018: Luxury, austerity and equality in Sparta. In: A. Powell (ed.), A Companion to Sparta I. Hoboken, 202–235.
Whitby, M. 1994: Two shadows: images of Spartans and Helots. In: A. Powell, St. Hodkinson (eds.), The Shadow of Sparta. London, 87–99.
Zaikov, A.V. 2005: [About the status of Lakedaimonion perioikoi. II]. ΙΣΣΕΔΩΝ: Almanakh drevney istorii i kul’tury [Almanac of Ancient History and Culture] 3, 69–85.
Зайков, А.В. К вопросу о статусе Лакедемонских периэков II. ΙΣΣΕΔΩΝ: альманах древней истории и культуры 3, 69–85.