В статье предлагаются некоторые дополнительные доказательства в пользу того, что временем действия в платоновском «Государстве» следует считать 429 г. до н. э. Моя цель состоит не в том, чтобы пространно обосновывать эту дату в соответствии с традиционными взглядами, но скорее в том, чтобы показать, что сам Платон рассматривает «Государство» как маркер перехода от старой естественнонаучной концепции философии, представленной Анаксагором, к новой эпохе гуманистической философии, в которую он вступает и которая отмечена переходом от первой книги «Государства» ко второй. Я полагаю, что соображения, выдвинутые в статье, послужат новым значимым аргументом в поддержку этого утверждения. В первой части статьи рассматривается тот факт, что Перикл и Анаксагор умирают примерно в год рождения Платона, что позволяет предположить, что Платон воспринимает свое рождение как начало новой философской эры. Затем я исследую оценку Платоном философии Анаксагора как физикалистской теории, которая оказывается несостоятельной перед лицом этических изысканий Сократа. Наконец, я обращаюсь к трем типам символики в «Государстве», а именно к тому, что символически подразумевается под структурным движением от Луны к Солнцу, контрастом между семьей Кефала и семьей Платона и происходившими в Пирее битвами, которые положили конец Пелопоннесской войне.
Adam, J. 1902: The Republic of Plato. Cambridge.
Bilić, T. 2021: Early identifications of Apollo with the physical sun in ancient Greece. Mnemosyne 74/5, 709–736.
Barnes, J. (ed.) 1984: The Complete Works of Aristotle. Vol. I. The Revised Oxford Translation. Princeton.
Boedeker, D. 2007: Athenian religion in the age of Pericles. In: L. J. Samons (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Pericles. Cambridge, 46–69.
Bowe, G.S. 2003: Plotinus and the Platonic Metaphysical Hierarchy. New York.
Bowe, G.S. 2007: In defense of Clitophon. Classical Philology 102/3, 245–264.
Burkert, W. 1985: Greek Religion. Cambridge (MA).
Cooper, J.M. (ed.) 1997: Plato: Complete Works. Indianapolis (IN).
Dover, K.J. 1976: The freedom of the intellectual in Greek society. Talanta 7, 24–54.
Farnell, L.R. 2010: The Cults of the Greek States. Vol. IV. Cambridge.
Ferguson, W.S. 1948: Orgeonika. In: Commemorative Studies in Honor of Theodore Leslie Shear. (Hesperia: Supplement, 8). Baltimore, 130–163, 453.
Grote, G. 1907: A History of Greece. Vol. VIII. London.
Hoffmann, H. 1963: Helios. Journal of the American Research Center in Egypt 2, 117–124.
Janouchová, P. 2013: The cult of Bendis in Athens and Thrace. Graeco-Latina Brunensia 18/1, 95–106.
Laks, A., Most, G.W. 2016: Early Greek Philosophy. Vol. V. (Loeb Classical Library). London–New York.
Laks, A. 2018: The Concept of Presocratic Philosophy: Its Origin, Development, and Significance. Princeton.
Lamb, W.R.M. 1930: Lysias with an English Translation. (Loeb Classical Library). London–New York.
Mansfeld, J. 1979: The chronology of Anaxagoras’ Athenian period and the date of his trial. Mnemosyne 32/1–2, 39–69.
Meijer, P.A. 1981: Philosophers, intellectuals and religion in Hellas. In: H. Versnel (ed.), Faith, Hope and Worship: Aspects of Religious Mentality in the Ancient World. Leiden, 216–263.
Morrow, G.R. (ed.) 1970: Proclus: A Commentary on the First Book of Euclid’s Elements. Princeton.
Nails, D. 2002: The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis (IN).
O’Meara, D.J. 2017: Cosmology and Politics in Plato’s Later Works. Cambridge.
Planeaux, C. 2000: The date of Bendis’ entry into Attica. Classical Journal 96/2, 165–192.
Planeaux, C. 2020: Socrates, Bendis and Cephalus: does the Republic have a historical setting? (URL: https://www.academia.edu/36372371/SOCRATES_BENDIS_AND_CEPHALUS_DOES_ PLATOS_REPUBLIC_HAVE_AN_HISTORICAL_SETTING_OR_THE_DRAMATIC_ DATE_REVISITED_AGAIN_; accessed on: 01.08.2022).
Rangos, S. 2000: Proclus and Artemis: on the relevance of Neoplatonism to the modern study of ancient religion. Kernos 13, 47–84.
Robinson, C.E. 1929: A History of Greece. London.
Samons, L.J. 2007: Introduction: Athenian history and society in the age of Pericles. In: L. Samons (ed.), The Cambridge Companion to Pericles. Cambridge, 1–23.
Shorey, P. 1935: Plato: the Republic. Vol. II. Cambridge (MA).
Verlinksy, A. 2014: Lysias’ chronology and the dramatic date of Plato’s Republic. Hyperboreus 20, 158–198.
Yonge, C.D. (ed.) 1854: The Deipnosophists or Banquet of the Learned of Athenaeus. London.
Yount, D. 2014: Plotinus the Platonist. A Comparative Account of Plato and Plotinus’ Metaphysics. London.