В статье рассматривается богословская поэма Драконция «Хвала Господу» (De laudibus Dei), а именно посвященная теме жертвенности ее третья книга. Обычно этот текст считается памятником христианской апологетики и его полемический характер связывается исключительно с антиязыческой пропагандой. Однако анализ фрагмента с примерами «неправильного» поведения из греческой и римской мифологии и истории приводит к заключению, что авторская оценка этического выбора героев-язычников была не столь однозначной и отражала более сложно организованное мировоззрение позднеантичного поэта.
Bright, D.F. 1999: The chronology of the poems of Dracontius. Classica et Mediaevalia. Revue danoise de philologie et d’histoire 50, 193–206.
Conant, J. 2012: Staying Roman. Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439–700. Cambridge– New York.
Consolino, F.E., Herrin, J. (eds.) 2020: The Early Middle Ages. (Bible and Women, 6.1). Atlanta.
Courtois, C. 1955: Les Vandales et l’Afrique. Paris.
Diederich, S. 2019: Dracontius auf Konfrontationskurs: Widerständige Positionen in De laudibus Dei. In: K. Pohl (Hrsg.), Dichtung zwischen Römern und Vandalen. Tradition, Transformation und Innovation in den Werken des Dracontius. Stuttgart, 261–272.
Diesner, H.-J. 1966: Das Vandalenreich. Aufstieg und Untergang. Leipzig.
Edbrooke, Jr. R.O. 1975: Constantius II and Hormisdas in the forum of Trajan. Mnemosyne 28/4, 412–417.
Fielding, I. 2017: Transformations of Ovid in Late Antiquity. Cambridge.
Gladhill, B. 2016: Rethinking Roman Alliance. A Study in Poetics and Society. Cambridge.
Labarre, S. 2015: Dracontius et les ‘crimes’ des héros païens: historiographie, quête du salut et drames humains. In: É. Wolff (éd.), Littérature, politique et religion en Afrique vandale. Paris, 229–242.
Malamud, M. 2012: Double, double: two African Medeas. Ramus. Critical Studies in Greek and Roman Literature 41, 1–2: Roman Medea, 161–189.
Merrills, A.H. 2004: The perils of panegyric: the lost poem of Dracontius and its consequences. In: A. H. Merrills, Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa. Burlington, 145–162.
Merrills, A.H., Miles, R. 2009: The Vandals. Oxford.
Moussy, C., Camus, C. 1985: Dracontius. OEuvres. T. I. Louanges de Dieu, Livres I et II. Paris.
Moussy, C. 1988: Dracontius. OEuvres. T. II. Louanges de Dieu, Livre III. Réparation. Paris.
Murray, J. 2014: Dracontius (LD3.279–95) and the source of the Thermopylae nyktomachia. Classical Quarterly 64 (1), 399–401.
Nikolsky, I.M. 2019: [The image of Carthage in political ideology of the Vandal Kingdom. ‘The Homeland of Asdingui’ or a ‘Phoenix Risen’]. Aristey. Vestnik klassicheskoy filologii i antichnoy istorii [Aristeas. Journal of Classical Philology and Ancient History] 20, 104–113.
Никольский, И. М. Образ Карфагена в политической идеологии вандальского королевства: «матерь Асдингам» или «возрождающийся Феникс»? Аристей. Вестник классической филологии и античной истории 20, 104–113.
Nikolsky, I.M. 2020: [Dracontius’ mythological poems and the conflict of political elites in Vandal Africa]. SHAGI [STEPS] 6 (2), 102–117.
Никольский, И. М. Мифологические поэмы Драконция и конфликт политических элит в вандальской Африке. ШАГИ 6 (2), 102–117.
Romano, D. 1959: Studi Draconziani. Palermo.
Schetter, W. 1994: Über Erfindung und Komposition des ‘Orestes’ des Dracontius. Zur spätantiken Neugestaltung eines klassischen Mythos. In: O. Zwierlein (Hrsg.), Willy Schetter. Kaiserzeit und Spätantike: kleine Schriften 1957–1992. Stuttgart, 342–369.
Shea, T.J. 1952: Liber III Dracontii ‘De Laudibus Dei’ with Introduction, Text, Translation and Commentary. M. A. Thesis. Villanova University.
Simons, R. 2005: Dracontius und der Mythos. Christliche Weltsicht und pagane Kultur in der ausgehenden Spätantike. Leipzig.
Stella, F. 2020: The women of the Old Testament in early Medieval poetry: Judith and the others. In: F. E. Consolino, J. Herrin (eds.): The Early Middle Ages. (Bible and Women, 6.1). Atlanta, 231–258.
Tommasi Morescini, Ch.O. 2010: Roman and Christian history in Dracontius’ De Laudibus Dei. In: J. Baun, A. Cameron, M. J. Edwards, M. Vinzent (eds.), Papers Presented at the Fifteenth International Conference on Patristic Studies held Oxford, 2007. (Studia Patristica, XLIV–XLIX). Leuven– Paris–Walpole, 303–308.
van Zyl Smit, B. 2010: The amorous queen and the country bumpkin: Clytaemestra and Egistus in Dracontius’ Orestis tragoedia. Akroterion 55, 25–36.
Whelan, R. 2018: Being Christian in Vandal Africa: The Politics of Orthodoxy in the Post-Imperial West. Oakland.
Zwierlein, O. 2019: Die ‘Carmina Christiana’ des Dracontius. Kritischer Kommentar. Boston–Leiden.