В статье применительно к двум последним из дошедших до нас трагедий Еврипида анализируются два вопроса: можно ли проследить внутреннее структурное единство в драматических трилогиях, формально не связанных единым сюжетом, и какую роль в выстраивании этого единства мог играть политический контекст. В результате разбора мотивной структуры «Вакханок» и «Ифигении в Авлиде» (а также реконструированной третьей трагедии в трилогии – «Алкмеона в Коринфе») показано, что центральными связующими темами в них являются темы сохранения/нарушения φιλία и соответствия/ верности своему роду. При всей общезначимости этих трагических мотивов в них можно проследить и аллюзии на современные политические события. В частности, мотивный (и даже лексический) параллелизм с поставленной по сути одновременно комедией Ари-стофана «Лягушки» позволяет предположить, что в трагедиях Еврипида аудитория могла уловить намеки на активно обсуждавшуюся в это время тему возвращения изгнанных участников олигархического переворота 411 г. – правда, в отличие от Аристофана, трак-товка ее у Еврипида могла представляться далеко не так однозначно.
Arnott, W.G. 1991: A lesson from the Frogs. Greece and Rome 38/1, 18–23.
Belfiore, E.S. 2000: Murder among Friends: Violations of Philia in Greek Tragedy. Oxford.
Blundell, M.W. 1991: Helping Friends and Harming Enemies: A Study in Sophocles and Greek Ethics. Cambridge.
Chantry, M. (ed.) 2001: Scholia in Aristophanem. Pars III. Fasc. 1b. Scholia recentiora in Aristophanis Ranas. Groningen.
Dover, K. (ed.) 1993: Aristophanes. Frogs. Oxford.
Foley, H.P. 2019: Ritual Irony: Poetry and Sacrifice in Euripides. Ithaca–London.
Friesen, C.J.R. 2015: Reading Dionysus: Euripides’ Bacchae and the Cultural Contestations of Greeks, Jews, Romans, and Christians. (Studien und Texte zu Antike und Christentum, 95). Tübingen.
Griffiths, E.M. 2020: Children in Greek Tragedy: Pathos and Potential. Oxford.
Grintser, N.P. 2010: [“Iphigenia at Aulis” – the tragedy of the name]. In: I. S. Smirnov (ed.), Klassika i ne tol’ko. Nine Vladimirovne Braginskoy [Classics and Beyond. To N. V. Braginskaya]. Moscow, 19–47.
Гринцер, Н.П. «Ифигения в Авлиде» – трагедия имени. В сб.: И. С. Смирнов (ред.), Классика… и не только. Нине Владимировне Брагинской. (Orientalia et classica, 33). М., 19–47.
Karamanou, I. 2016: Family reunion or household disaster? Exploring plot diversity in Euripides’ last production. In: D. Stuttard (ed.), Looking at Bacchae. London, 43–58.
Karamanou, I. (ed.) 2017: Euripides. Alexandros. Introduction, Text and Commentary. Berlin–Boston.
Karamanou, I. 2019: Refiguring Tragedy: Studies in Plays Preserved in Fragments and Their Reception. Berlin–Boston.
McDonald, M. 1989: Vengeance is mine, II. 877–81: Philia gone awry in the chorus of Euripides’ Bacchae. In: Proceedings of the Third International Meeting of Ancient Greek Drama. Athens, 41–50.
McDonald, M. 1990: Iphigenia’s ‘philia’: motivation in Euripides’ “Iphigenia at Aulis”. Quaderni urbinati di cultura classica 34/1, 69–84.
Mendicino, K. 2015: The professional mourner and singer of spells. A diachronic approach to Euripides’ Bacchae. In: J. M. González (ed.), Diachrony: Diachronic Studies of Ancient Greek Literature and Culture. Berlin–Boston, 181–212.
Nagy, G. 1985: Theognis and Megara: a poet’s vision of his city. In: T. J. Figueira, G. Nagy (eds.), Theognis of Megara: Poetry and the Polis. Baltimore, 22–81.
Nikolsky, B. 2009: La philia dionysiaque dans le Cyclope d’Euripide. Gaia 12, 123–131.
Nikolsky, B. 2015: Misery and Forgiveness in Euripides: Meaning and Structure in the Hippolytus. Swansea, 2015.
Nikolsky, B.M. 2017: [Euripides’ Iphigenia in Tauris and Athenian foreign policy]. Shagi / Steps 3/4, 107–127.
Никольский, Б.М. «Ифигения в Тавриде» Еврипида и внешняя политика Афин. Шаги / Steps 3/4, 107–127.
O’Connor-Visser, E. 1987: Aspects of Human Sacrifice in the Tragedies of Euripides. Amsterdam.
Perris, S. 2011: Perspectives on violence in Euripides’ “Bacchae”. Mnemosyne 64/1, 37–57.
Rochelle, P. 2012: Using and Abusing Children in Greek Tragedy. PhD diss. The Open University. URL: http://oro.open.ac.uk/id/eprint/54661; дата обращения: 17.05.2021.
Rosen, R.M. 2015: Reconsidering the reperformance of Aristophanes’ Frogs. In: A. Lamari (ed.), Reperformances of Drama in the Fifth and Fourth Centuries BC: Authors and Contexts. (Trends in Classics, 7/2). Berlin–Boston, 237–256.
Said, S. 1983: Concorde et civilisation dans les Eumenides. In: Théatre et spectacles dans l’antiquité. Аctes du Colloque de Strabourg, 5–7 de novembre, 1981. Leiden, 115–126.
Salviat, F. 1989: La deuxième représentation des Grenouilles: la faute d’Adeimantos, Cléophon et le deuil de l’hirondelle. In: R. Etienne, M. T. Le Dinahet, M. Yon (eds.), Architecture et poésie dans le monde grec. Hommage à Georges Roux. Lyon, 171–183.
Schein, S.L. 1990: Philia in Euripides’ Medea. In: M. Griffith, D. J. Mastronarde (eds.), Cabinet of the Muses: Essays on Classical and Comparative Literature in Honor of Thomas G. Rosenmeyer. Atlanta, 57–73.
Schein, S.L. 2016: The language of wisdom in Sophokles’ Philoktetes and Euripides’ Bacchae. In: P. Kyriakou, A. Rengakos (eds.), Wisdom and Folly in Euripides. Berlin–Boston, 257–273.
Simmons, R. 2006: Reflections of a Crisis of Athenian Leadership in Euripides’ Last Plays. PhD diss. University of Iowa.
Sommerstein, A.H. 2009: Talking about Laughter and Other Studies in Greek Comedy. Oxford.
Tsitsibakou-Vasalos, E. 2007: Ancient Poetic Etymology. The Pelopids: Fathers and Sons. Stuttgart.
Torrance, I. 2017: Iphigenia at Aulis. In: L. McLure (ed.), A Companion to Euripides. Chichester, 284–297.
Tzanetou, A. 1997: Patterns of Exile in Greek Tragedy. PhD diss. University of Illinois at Urbana-Champaign.
Vahtikari, V. 2014: Tragedy Performances Outside Athens in the Late Fifth and the Fourth Centuries BC. Helsinki.
Versnel, H. 1990: Inconsistencies in Greek and Roman Religion. Vol. I. Ter Unus. Isis, Dionysos, Hermes. Three Studies in Henotheism. Leiden.