Войти Русский | English

Птолемей III и мифологема о появлении феникса в Египте: возвращение к классической датировке

Зелинский Андрей Леонидович

Плиний Старший в X книге «Естественной истории» и Корнелий Тацит в VI книге «Анналов» упоминают о появлении в Египте мифической птицы феникс, относящемся к эллинистическому периоду египетской истории. Согласно communis opinio, базирующемуся исключительно на сообщении Тацита, речь идет о традиции, возникшей во время правления Птолемея III Эвергета (246–222 гг. до н. э.). Вместе с тем И. А. Ладынин и К. В. Кузьмин, отдавая предпочтение сообщению Плиния, относят появление слухов о фениксе к 312 г. до н. э., т. е. ко времени номинального царствования Александра IV, сына Александра Великого. Разделяя принцип комплексного рассмотрения обоих источников, в окончательном виде сформулированный И. А. Ладыниным, мы полагаем, что рассказ Плиния может служить подтверждением датировки, указанной Тацитом. Согласно нашей точке зрения, в сообщении Плиния речь идет не о 312, а о 229 г. до н. э., т. е. о царствовании Птолемея III. Таким образом, слухи о появлении феникса при Птолемее III Эвергете должны были подчеркивать успешное преодоление гуманитарной катастрофы, вызванной чередой низких разливов Нила в первое десятилетие правления этого царя.

Ключевые слова: феникс, Бену, Плиний Старший, Корнелий Тацит, Марк Манилий, Птолемей III, Александр IV Македонский
Библиография:

Anson, E. 2014: Alexander’s Heirs. The Age of the Successors. Oxford–Malden (MA).

Bennett, Ch. 2001–2013: Egyptian Royal Genealogy. URL: http://www.instonebrewer.com/ TyndaleSites/Egypt/ptolemies/ptolemies.htm; дата обращения: 04.02.2021.

Beyer-Rotthoff, B. 1993: Untersuchungen zur Aussenpolitik Ptolemaios’ III. Bonn.

Bikerman, E. 1975: Khronologiya drevnego mira [Chronology of the Ancient World]. Moscow.

Бикерман, Э. Хронология Древнего мира. Пер. И.М. Стеблин-Каменского. М.

Bukharin, M.D. 2009: Yuzhnaya Araviya, Sredizemnomor’e i Vostochnaya Afrika: torgovye puti i istoriko-kul’turnye svyazi [South Arabia, Mediterranean and East Africa: Trade and Cultural Relations]. Moscow.

Бухарин, М.Д. Южная Аравия, Средиземноморье и Восточная Африка: торговые и историко-культурные связи. М.

Bukharin, M.D., Krol, A.A. 2020: [Berenice Panchrysos – Al-Allaqi Deraheib: archaeological reality in the light of historical geography]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 80/1, 171–191.

Бухарин, М.Д., Крол, А.А. Береника Всезлатая – аль-Аллаки Дерахейб: археологическая реальность в контексте исторической географии. ВДИ 80/1, 171–191.

Buraselis, K. 2013: Ptolemaic grain, seaways and power. In: K. Buraselis, M. Stefanou, D. J. Thompson (eds.), The Ptolemies, the Sea and the Nile. Studies in Waterborne Power. Cambridge, 97–107.

Burstein, S. 1992: Hecataeus of Abdera’s History of Egypt. Studies in Ancient Oriental Civilization 51, 45–50.

Clayman, D.L. 2014: Berenice II and the Golden Age of Ptolemaic Egypt. Women in Antiquity. Oxford– New York.

Cobb, M.A. 2018: Rome and the Indian Ocean Trade from Augustus to the Early Third Century CE. Leiden–Boston.

Cohen, G.M. 2006: The Hellenistic Settlements in Syria, the Red Sea Basin, and North Africa. Berkley–Los Angeles–London.

Creech, Th. (ed.) 1697: The Five Books of M. Manilius Containing a System of the Ancient Astronomy and Astrology: Together with the Philosophy of the Stoicks. Done into English Verse with Notes. London.

Fraser, P.M. 1972: Ptolemaic Alexandria. Vol. I–II. Oxford.

Grainger, J.D. 2019: Antipater’s Dynasty. Alexander the Great’s Regent and His Successors. Barnsley.

Hauben, H. 2011: Ptolémée III et Bérénice II, divinités cosmiques. In: P.P. Iossif, A.S. Chankowski, C.C. Lorber (eds.), More than Men, Less than Gods: Studies on Royal Cult and Imperial Worship. Leuven, 357–388.

Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. Transl. from German by T. Saavedra. London–New York.

Huss, W. 2001: Ägypten in hellenistischer Zeit: 332–30 v. Chr. München.

Knabe, G.S. 1981: Korneliy Tatsit: vremya, zhizn’, knigi [Cornelius Tacitus: the Time, the Life, the Books]. Moscow.

Кнабе, Г.С. Корнелий Тацит: время, жизнь, книги. М.

Krol, A.A. 2005: Egipet pervykh faraonov. Kheb-sed i stanovlenie drevneegipetskogo gosudarstva [Egypt of the First Pharaohs. Sed-Festival and Emergence of the Ancient Egyptian State]. Moscow.

Крол, А.А. Египет первых фараонов. Хеб-сед и становление древнеегипетского государства. М.

Kuz’min, K.V. 2017: Drevneegipetskiye predstavleniya ob istoricheskikh tsiklakh v propagandistskikh tekstakh ellinisticheskogo vremeni (na materiale “Orakula yagnenka” i “Orakula gorshechnika”) [The Ancient Egyptian ideas about the historical cycles in the propaganda texts of the Hellenistic time (based on the material of “The Lamb’s oracle” and “The Potter's oracle”). PhD Thesis]. Moscow.

Кузьмин, К.В. Древнеегипетские представления об исторических циклах в пропагандистских текстах эллинистического времени (на материале «Оракула ягненка» и «Оракула горшечника»). Дисс. канд. ист. наук. М.

Ladynin, I.A. 2005: [The forming of the cult of “Gods-Euergets” in the Ptolemaic Egypt in 240– 230 s BCE and its Egyptian connotations]. Mnemon: issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon: Investigations and Publications on the History of Ancient World] 4, 225–238.

Ладынин, И.А. Оформление культа «Богов-эвергетов» в птолемеевском Египте в 240– 230-е гг. до н. э. и его египетские коннотации. Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира 4, 225–238.

Ladynin, I.A. 2017a: Nachalo makedonskogo vremeni v kategoriyakh traditsionnogo mirovozzreniya drevnikh egiptyan kontsa IV – nachala III vv. do n. e. T. I–II [The Beginning of the Macedonian Period in Categories of the Traditional Worldview of the Ancient Egyptians the End of the 4th – the Beginning of the 3rd cent. B. C. Vol. I–II. Doct. Thesis.]. Moscow.

Ладынин, И.А. Начало македонского времени в категориях традиционного мировоззрения древних египтян конца IV – начала III вв. до н. э. Т. I–II. Дисc. докт. ист. наук. М.

Ladynin, I.A. 2017b: «Snova pravit Egipet!» Nachalo ellinisticheskogo vremeni v kontseptsiyakh i konstruktakh pozdneyegipetskikh istoriografii i propagandy [“Egypt Rules Again!” The Start of the Hellenistic Period in the Concepts and Constructs of Late Egyptian Historiography and Propaganda]. Moscow– Saint Peterburg.

Ладынин, И.А. «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. М. – СПб.

Ludlow, Fr.M., Manning, J.G. 2016: Revolts under the Ptolemies: A paleoclimatological perspective. In: J.J. Collins, J.G. Manning (eds.), Revolt and Resistance in the Ancient Classical World and the Near East. In the Crucible of Empire. Leiden–Boston, 154–171.

Matié, M.E. 1956: [Sed-festival (from the history of the ancient Egyptian religion)]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 7–28.

Матье, М.Э. Хеб-сед (Из истории древнеегипетской религии). ВДИ 3, 7–28.

Mironova, A.V. 2019: [Hb-sd and coronation under Hatshepsuf’s reign: the quest for the rituals’ mean- ing]. Aegyptiaca Rossica 7, 177–213.

Миронова, А.В. Хеб-сед и коронация в эпоху Хатшепсут: к вопросу о значении ритуалов. Aegyptiaca Rossica 7, 177–213.

Münzer, F. 1928: Manilius (4). In: RE. XIV.1, 1515.

Nilsson, M. 2010: The Crown of Arsinoe II. The Creation and Development of an Imagery of Authority. Diss. PhD. Gothenburg.

Panov, M.V. 2020: Istoricheskiye nadpisi iz Kusha i Kemeta (I tys. do n. e.) [Historical Records from Kush and Kemet (1st Millenium BC)]. Novosibirsk.

Панов, М.В. Исторические надписи из Куша и Кемета (I тыс. до н. э.). Новосибирск.

Pfeiffer, St. 2004: Das Dekret von Kanopos (238 v. Chr.). Kommentar und historische Auswertung eines dreisprachigen Synodaldekretes der ägyptischen Priester zu Ehren Ptolemaios’ III. und seiner Familie. (Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete – Beihefte, 18). München–Leipzig.

Pfeiffer, St. 2008: Herrscher- und Dynastiekulte im Ptolemäerreich: Systematik und Einordnung der Kult- formen. München.

Pfeiffer, St. 2017: Die Ptolemäer. Im Reich der Kleopatra. Stuttgart.

Pinch, G. 2002: Handbook of Egyptian Mythology. Santa Barbara–Denver–Oxford.

Shtaerman, E.M. 1993: [Manilius and his time]. In: E.M. Shtaerman (ed.), Mark Maniliy. Astronomika: nauka o goroskopakh [Marcus Manilius. Astronomica: the Doctrine about the Horoscopes)]. Moscow, 4–24.

Штаерман, Е.М. Maнилий и его время. В кн.: Е.М. Штаерман (пер, вступит. статья и комм.), Марк Манилий. Астрономика: наука о гороскопах. М., 4–24.

Syme, R. 1986: The Augustan Aristocracy. Oxford.

Taylor, L., Broughton, T. 1968: The order of the consuls’ names in official republican lists. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 17, 166–172.

Tolmacheva, E.G. 2003: [Ancient Egyptian roots of the Phoenix myth]. Vostok. Afro-aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost’ [Oriens] 2, 111–120.

Толмачева, Е.Г. Древнеегипетские корни мифа о Фениксе. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2, 111–120.

Tolmacheva, E.G. 2016: [Reconsideration of symbolic meaning and functions of benu-bird in the context of “folk” and “theological” models of ancient egyptian religion: the osirian and ritual aspects]. Egipet i sopredel’nye strany. Elektronnyy zhurnal [Egypt and Neighbouring Countries. Online Journal] 2, 1–28.

Толмачева, Е.Г. К вопросу о символике и значении образа цапли Бену в «Официальной» и «Народной» религиях: осирический и ритуальный аспекты. Египет и сопредельные страны. Электронный журнал 2, 1–28. URL: http://www.enc-journal.com/images/contributions/2016- 2/2-1-tolmacheva.pdf; дата обращения: 04.02.2021.

Tronskiy, I.M. 1993: Cornelius Tacitus. In: Korneliy Tatsit. T. II [Cornelius Tacitus. Vol. II]. Moscow, 203–248.

Тронский, И.М. Корнелий Тацит. В кн.: Корнелий Тацит. Т. II. М., 203–248.

van den Broek, R.B. 1972: Myth of the Phoenix According to Classical and Early Christian Traditions. Leiden.

van Oppen de Ruiter, B. 2007: The Religious Identification of Ptolemaic Queens with Aphrodite, Demeter, Hathor and Isis. PhD Thesis. New York.

van Oppen de Ruiter, B. 2015: Berenice II Euergetis. Essays in Early Hellenistic Queenship. New York.

van Wageningen, J. 1928: Manilius (6). In: RE. Bd. XIV, 1, 1515–1533.

Woźniak, M., Rądkowska, J. 2014: In search of Berenike of the Ptolemies. The Hellenistic fort of Berenike Trogodytika, its localization, form and development (part one). Polish Archaeology in the Mediterranean 23/1, 505–526.

Zelinskyi, A.L. 2010: [To one episode from «The History of the Successors» of Arrianus (FGrH, 156, 9, 28–29)]. In: G.Yu. Kolganova, A.A. Petrova, A.V. Safronov (eds.), Problemy istorii i kul’tury Drevnego Vostoka [Problems of History and Culture of Ancient Orient]. Moscow, 39–40.

Зелинский, А.Л. К одному эпизоду из «Истории диадохов» Арриана (FGrH, 156, 9, 28–29). В сб.: Г.Ю. Колганова, А.А. Петрова, А.В. Сафронов (ред.), Проблемы истории и культуры Древнего Востока. М., 39–40.

Zelinskyi, A.L. 2020a: [The famine in Egypt under Ptolemy ІІІ Euergetes: the revision of the dating and of the list of the sources]. Vostok. Afro-aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost’ [Oriens] 3, 65–73.

Зелинский, А.Л. Голод в Египте при Птолемее ІІІ Эвергете: пересмотр датировки и источниковой базы. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 3, 65–73.

Zelinskyi, A.L. 2020b: Vid basylevsiv-faraoniv do faraoniv-basylevsiv: pershi 100 rokiv ptolemei’vs’koi’ monarkhii’ [From Basileis-Pharaohs to Pharaohs-Basileis: the first 100 years of the Ptolemaic Monarchy]. Vinnytsya–Kyiv.

Зелінський, А.Л. Від басилевсів-фараонів кої монархії. Вінниця–Київ.