Войти Русский | English

Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого: к предыстории возникновения геласианской теории

Грацианский Михаил Вячеславович

Статья посвящена анализу двух понятий, встречающихся в сочинениях римского папы Льва Великого (440–461): «дела божественные» (res divinae), которые, по мне-нию папы, относятся к Церкви и управляются «священниками» (sacerdotes), и «дела мирские» (res saeculares), которые относятся к ведению римского императора. Эти понятия, трактовку которых первым из римских понтификов предложил Лев, в дальнейшем были восприняты одним из его преемников Геласием I (492–496) и легли в основу представленной последним системы взглядов, обыкновенно называемой геласианской теорией, из которой впоследствии выросла и средневековая теория двух мечей. В статье исследуются время и политические обстоятельства, при которых папа Лев сформулировал свой взгляд на разделение «дел мирских» и «дел божественных». Необходимость указать на различие обеих сфер возникла в результате неудовлетворительных для папства результатов Эфесского и Халкидонского соборов 449 и 451 г., созванных императорами Феодосием II (407–450) и Маркианом (450– 457). Папа Лев сделал первую в истории папства попытку оспорить императорские решения, принятые на этих соборах, утверждая, что к компетенции императора по преимуществу относятся дела светские, в то время как дела духовные имеют другое свойство и должны управляться священниками (sacerdotes). При этом папа Лев игнорировал те полномочия римского императора in sacris (в священных делах), которые последний имел как гарант и исполнитель публичного права. Попытка папы не была успешной: к концу своего понтификата он вполне согласился с руководящей ролью императора в церковных делах.

Ключевые слова: res divinae, res saeculares, теория Геласия, теория двух мечей, папа Лев Великий, папа Николай I, император Феодосий II, император Маркиан, папское первенство, царство и священство
Библиография:

Batiffol, P. 1924a: Le siège apostolique (359–451). Paris.

Batiffol, P. 1924b: Petrus initium episcopatus. Revue des sciences religieuses 4, 440–453.

Benson, R.L. 1982: The Gelasian doctrine: uses and transformations. In: G. Makdisi, D. Sourdel, J. Sourdel-Thomine (eds.), La notion d’autorité au Moyen Age: Islam, Byzance, Occident. Colloques internationaux de La Napoule, session des 23–26 octobre 1978. Paris, 13–44.

Berger, A. 1953: Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia.

Bishop, J.C. 1980: Pope Nicolas I and the First Age of Papal Independence. PhD Thesis. Columbia University.

Blaudeau, Ph. 2012: Between Petrine ideology and Realpolitik. The see of Constantinople in Roman geo-ecclesiology (449–536). In: L. Grig, G. Kelly (eds.), Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity. Oxford–New York, 364–384.

Borovoi V., 2017: Rim, Konstantinopol’ i khristianskiy Vostok v period «akakianskoi skhizmy» (484– 518 gg.)[Rome, Constantinople and the Christian Orient during the “Acacian Schism”, 484– 518]. Minsk.

Боровой, В. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск.

Bougard, F. 2000: Niccolò I, santo. In: Enciclopedia dei papi. Vol. 2. Roma, 1–22.

Bury, J.B. 1931: History of the Later Roman Empire. From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (A.D. 395 to A.D. 565). Vol. 1. London.

Caspar, E. 1933: Geschichte des Papsttums. Vol. 2. Tübingen.

Caspary, G.E. 1979: Politics and Exegesis: Origen and the Two Swords. Berkeley–Los Angeles–London.

Dvornik, F. 1951: Emperors, popes, and general councils. Dumbarton Oaks Papers 6, 1–23.

Dvornik, F. 1970: The Photian Schism: History and Legend. Cambridge.

Dvornik, F. 1974: Photius, Nicholas I and Hadrian II. In: F. Dvornik, Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. London, 33–50.

Dyson, R.W. 2009: Medieval Rulers and Political Ideology. In: C. Lansing, Ed. D. English (eds.), A Companion to the Medieval World. London, 354–371.

Ensslin, W. 1955: Auctoritas und Potestas. Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. Historisches Jahrbuch 74, 661–668.

Fichtenau, H. 1957: Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkundenformeln. Graz–Köln.

Field, L.L. 1998: Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, Ind.

Frend, W.H.C. 1972: The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries. London.

Gratsianskiy, M.V. 2016a. [Pope Leo the Great and his interpretation of the sixth Nicene canon]. In: Tserkov’ v istorii Rossii [The Church in the History of Russia]. Issue 11. Moscow, 159–175.

Грацианский, М. В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го Никейского канона. В сб.: Церковь в истории России. Сб. 11. М., 159–175.

Gratsianskiy, M.V. 2016b: [“Acacian” or rather “Felician” schism? The problem of acceptability of a historiographic cliché]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantine Chronicle] 100, 44–63.

Грацианский, М.В. «Акакианская» или все же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише. ВВ 100, 44–63.

Gratsianskiy, M.V. 2018: [The struggle of Pope Leo the Great for primacy in the context of the Eastern councils and the church policy of the emperors]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantine Chronicle] 102, 46–70.

Грацианский, М. В. Борьба римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики. ВВ 102, 46–70.

Gratsianskiy, M.V., Kuzenkov, P.V. 2018: [Pope Leo the Great and the Easter disputes of the middle of the 5th сentury in the context of inter-church and state-church relations]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantine Chronicle] 102, 71–95.

Грацианский, М.В., Кузенков, П. В. Папа Лев Великий и пасхалистические споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений. ВВ 102, 71–95.

Gratsianskiy, M.V. 2019a [Haeres Petri sive vicarius Petri. Arguments of Pope Leo the Great for the exceptional prerogatives of power for the bishop of Rome]. Vestnik PSTGU. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [St. Tikhon’s University Review. Series 2: History. History of the Russian Orthodox Church] 89, 27–48.

Грацианский, М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской православной церкви 89, 27–48.

Gratsianskiy, M.V. 2019b [The historical and ideological context of the epistle of pope Gelasius I “Famuli vestrae pietatis”]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantine Chronicle] 103, 85–112.

Грацианский, М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis». ВВ 103, 85–112.

Greinacher, A. 1909: Die Anschauungen des Papstes Nikolaus I. über das Verhältnis von Staat und Kirche. Berlin–Leipzig.

Grill, J. 1904: Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübingen.

Haller, J. 1951: Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. 2. Aufl. Bd. 2. Stuttgart.

Hoffmann, H. 1964: Die beiden Schwerter im hohen Mittelalter. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 20, 78–114.

Hofmann, F. 1953: Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519). In: A. Grillmeier, H. Bacht (Hrsg.), Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Bd. II. Entscheidung um Chalkedon. Würzburg, 13–94.

Hoskin, M. 2015: Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh.

Jalland, T. 1941: The Life and Times of St. Leo the Great. London.

Jasper, D., Fuhrmann, H. 2001: Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington.

Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford.

Kaldellis, A. 2015: The Byzantine Republic. People and Power in New Rome. Cambridge (MA)– London.

Kissling, W. 1921: Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. (440–496). Paderborn.

Knabe, L. 1936: Die gelasianische Zweigewaltenlehre bis zum Ende des Investiturstreits. Berlin.

Kofanov, L.L. (ed.) 2003: Digesty Yustiniana. Digesta Iustiniani [Justinian’s Digest]. Transl. from Latin. Vol. I. Moscow.

Кофанов, Л.Л. (ред.): Дигесты Юстиниана. Перевод с латинского. Т. I. М.

Kuzenkov, P.V. 2014: [The canonical status of Constantinople and its interpretation in Byzantium]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya [St. Tikhon’s University Review. Series 1: Theology. Philosophy] 53, 25–51.

Кузенков, П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 53, 25–51.

Langen, J. 1892: Geschichte der römischen Kirche von Nikolaus I. bis Gregor VII. Bonn.

Lecler, J. 1931: L’argument des deux glaives (Luc. xxii, 38) dans les controverses politiques du Moyen Âge: ses origines et son développement. Recherches de science religieuse 21/3, 299–339.

Levison, W. 1952: Die mittelalterliche Lehre von den beiden Schwertern. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 9, 14–42.

Maccarrone, M. 1962: „Cathedra Petri“ und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert. Saeculum 13, 278–292.

Markus, R.A. 1991: The Latin Fathers. In: J. H. Burns (ed.), The Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 92–122.

Maksimovich, K.A. 2007: [Ecclesiastical novellae of St. Emperor Justinian I (527–565) in a modern Russian translation: working on a project]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya [St. Tikhon’s University Review. Series 1: Theology. Philosophy] 17, 27–44.

Максимович, К. А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 17, 27–44.

Ottmann, H. 2004: Geschichte des politischen Denkens. Von den Anfängen bei den Griechen bis auf unsere Zeit. Bd. 2.2. Stuttgart.

Perels, E. 1912: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die Handschriften. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 37, 535–586.

Perels, E. 1914: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die kanonische Überlieferung. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 39, 43–153.

Perels, E. 1920: Papst Nikolaus I. und Anastasius Bibliothecarius: Ein Beitrag zur Geschichte des Papsttums im neunten Jh. Berlin.

Powell, D. 2008: Haeres Petri: Leo I and church order. International Journal for the Study of the Christian Church 8–3, 203–210.

Rainer, J.M. 2006: Römisches Staatsrecht. Republik und Prinzipat. Darmstadt.

Riché, P. 1994: Nicolas Ier . In: Ph. Levillain (dir.), Dictionnaire historique de la papauté. Paris, 1161–1163.

Robinson, I.S. 1991: Church and papacy. In: J. H. Burns (ed.), Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 252–305.

Schwartz, E. 1926: Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon. Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche 25, 38–88.

Stein, E. 1959: Histoire du Bas-Empire. Vol. 1. Paris.

Stockmeier, P. 1959: Leo I. des Grossen Beurteilung der kaiserlichen Religionspolitik. Μünchen.

Studer, B. 1980: Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs. In: J. Brantschen, P. Selvatico (Hrsg.), Unterwegs zur Einheit. Festschrift für Heinrich Stirnimann. Freiburg, 617–630.

Thiel, A. 1859: De Nicolao papa I commentationes duae historico-canonicae. Vol. 1–2. Brunsbergae.

Thiel, A. (ed.) 1868: Epistulae Romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae.

Ullmann, W. 1960: Leo I and the theme of papal primacy. Journal of Theological Studies 11, 25–51.

Ullmann, W. 1970: The Growth of Papal Government in the Middle Ages: A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. 3rd ed. London.

Ullmann, W. 1978: Der Grundsatz der Arbeitsteilung bei Gelasius I. Historisches Jahrbuch 97–98, 41–70.

Ullmann, W. 1981: Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart.

Valdenberg, V.E. 2008: Gosudarstvennoe ustroystvo Vizantii do kontsa VII v. [The Constitution of the Byzantine State until the End of the Seventh Century]. Saint Petersburg.

Вальденберг, В. Е. Государственное устройство Византии до конца VII в. СПб.

Voigt, K. 1965: Staat und Kirche von Konstantin dem Grossen bis zum Ende der Karolingerzeit. Stuttgart.

Wessel, S. 2008: Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. Leiden–Boston.

Willems, P. 1890: Rimskoe gosudarstvennoe pravo [Le droit public romain]. Issue 2. Transl. from French. Kiev.

Виллемс, П. Римское государственное право. Вып. 2. Пер. с 6 изд. Киев.

Wojtowytsch, M. 1981: Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart.

Ziegler, A.K. 1942: Pope Gelasius I and his Teaching on the Relation of Church and State. Catholic Historical Review 27, 412–437.