Войти Русский | English

Заметки о прологе «Алкесты» Еврипида

Никольский Борис Михайлович

В статье предлагается интерпретация трех пассажей из пролога «Алкесты» Еврипида, связанных с двумя центральными темами трагедии – антитезой возмездия и милости и контрастом между убеждением и физической силой. В первой заметке обосновывается интерпретация τέκτων в выражении τέκτονας Δίου πυρὸς о киклопах в стк. 5 как «плотника» в узком смысле, а не вообще «мастера». Такая трактовка позволяет связать представление киклопов плотниками с образом изготавливаемых ими молний как копий. С другой стороны, выбор слова τέκτων продиктован также его фонетической перекличкой с повторяющимся в этом пассаже глаголом κτείνω, что позволяет поместить работу киклопов в череду описываемых убийств, выражающую идею неизбежного возмездия. Во второй заметке разобрано значение эпитета ὅσιος, примененного в стк. 10 сразу и к Аполлону, и к Адмету. Этот эпитет описывает взаимные услуги, оказанные Аполлоном и Адметом друг другу; таким образом, ὅσιος описывает обмен услугами, противопоставленный возмездию. В третьей заметке рассмотрено значение δίκη в словах Аполлона, обращенных к Танату, и показано, что δίκη употреблено здесь в значении позиции участника судебного разбирательства: Аполлон ограничивается словесной аргументацией своей позиции. Δίκη Аполлона противопоставлена поведению Геракла, действующего силой и благодаря силе добивающегося, в отличие от Аполлона, победы над смертью.

Ключевые слова: Еврипид, древнегреческая трагедия, плотник, киклопы, образ, возмездие, милость, благочестие, убеждение, сила