Войти Русский | English

«Ангел милосердия»: коптская рецепция образа архангела Михаила

Франгулян Лилия Рубеновна

В данной статье на основе коптских апокрифических, гомилетических, агиографических и магических текстов рассматриваются представления, сложившиеся об архангеле Михаиле у египтян-христиан. По преданию Коптской церкви, главный праздник в честь архангела отмечается 21 ноября и связан с его поставлением во главе небесных сил после отпадения Сатаны. Особые священные атрибуты, такие как венец радости, мантия света, посох истины, подчеркивают высокий статус этого архангела. Анализ материала выделяет различные сферы деятельности архистратига. Многие из них засвидетельствованы в разных традициях, иные – аутентичны для каких-то из них. Сравнение коптского и греческого предания позволяет четче определить особенности египетской традиции. По коптским текстам, Михаил исцеляет мучеников во время пыток, поддерживает епископов в изгнании, смягчает наказание для грешников в аду, помогает простым христианам. От паствы же ожидается милосердие по отношению к нуждающимся. Широкое почитание архангела коптами основано на вере в его особое покровительство как каждому христианину, так и Египту в целом. Он в течение трех дней и ночей молит Бога о разливе Нила. Однако почитание Михаила отличается чрезмерностью, против которой выступают некоторые коптские авторы.

Ключевые слова: архангел Михаил, коптская традиция, средневековье, греческая традиция, поставление Михаила, разлив Нила, завеса в Царстве Небесном, сила Михаила
Библиография:

Afinogenov, D.E. (ed.) 2009: [Chrysippus of Jerusalem. Encomium of Archangel Michael. Introduction, translation from Greek and commentaries by D.E. Afinogenov]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 232–235.

Афиногенов, Д.Е. (введ., пер. с греч., прим.). Хрисипп, пресвитер Иерусалимский. Похвала архангелу Михаилу. ВДИ 2, 232–235.

Afinogenova, O.N. 2012: Kul’t arkhangela Mikhaila v Vizantiyskoy imperii. Istoriya i istochnikovedenie [The Cult of the Archangel Michael in the Byzantine Empire. History and Evidence]. Saint Petersburg.

Афиногенова, О.Н. Культ архангела Михаила в Византийской империи. История и источниковедение. СПб. [Дисс. канд. ист. наук. М.: ИВИ РАН, 2008].

Afinogenova, O.N. et al. 2017: [Michael, archangel]. In: Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 45. Moscow, 503–546.

Афиногенова, О.Н. и др. Михаил, архангел. В кн.: Православная энциклопедия. Т. 45. М., 503–546.

Alexander, P. (ed.) 1983: (Hebrew Apocalypse of) Enoch (fifth to sixth century A.D.). A new translation and introduction by P. Alexander. In: J.H. Charlesworth (ed.), The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. New York, 223–315.

Balestri, I., Hyvernat, H. (éd.) 1907: Acta martyrum. I. Textus. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 43. Scriptores Coptici. Series III, Vol. I). Parisiis.

Bolotov, V.V. 1892: [Michael’s Day. Why the Cathedral of St. Archistrategos Michael is committed on November 8?]. Khristianskoe chtenie [Christian reading] 2, 593–644.

Болотов, В.В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Христианское чтение 2, 593–644.

Brakke, D. 2000: The Egyptian afterlife of Origenism: conflicts over embod-iment in Coptic sermons. Orientalia Christiana Periodica 66, 277–293.

Budge, E.A.W. (ed.) 1888: The Martyrdom and Miracles of Saint George of Cappadocia. The Coptic texts edited with an English translation by E.A.W. Budge. (Oriental Text Series, I). London.

Budge, E.A.W. (ed.) 1894: Saint Michael the Archangel. Three Encomiums by Theodosius, Archbishop of Alexandria, Severus, Patriarch of Antioch, and Eustathius, Bishop of Trake. The Coptic texts with extracts from Arabic and Ethiopic versions, edited, with a translation by E.A.W. Budge. London.

Budge, E.A.W. (ed.) 1913: Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt. Edited, with English translations by E.A.W. Budge. (Coptic Texts, III). London.

Budge, E.A.W. (ed.) 1914: Coptic Martyrdoms etc. in the Dialect of Upper Egypt. Edited, with English translations by E.A.W. Budge. London.

Budge, E.A.W. (ed.) 1915: Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. Edited, with English translations by E.A.W. Budge. (Coptic Texts, V). London.

Depuydt, L. (ed.) 1991: Homiletica from the Pierpont Morgan Library: Seven Coptic Homilies Attributed to Basil the Great, John Chrysostom, and Euodius of Rome. Vol. 1–2. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 524–525. Scriptores Coptici, 43–44). Leuven.

Durand, G.M. de (éd.) 1976: Cyrille d’Alexandrie. Dialogues sur la Trinité. T. I. Introduction, Dialogues I et II. Texte critique, traduction et notes par G.M. de Durand. (Sources chrétiennes, 231). Paris.

Elanskaya, A.I. (ed.) 2001: Izrecheniya egipetskikh ottsov. Pamyatniki literatury na koptskom yazyke [Sayings of the Egyptian fathers. Monuments of Literature in the Coptic Language]. 2nd ed. Saint Petersburg.

Еланская, А.И. (введ., пер. с греч., прим.). Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. (Античное христианство. Источники). Второе издание. СПб.

Emmel, S. 2005: The library of the monastery of the Archangel Michael at Phantoou (al-Hamuli). In: G. Gabra (ed.), Christianity and Monasticism in the Fayoum Oasis: Essays from the 2004 International Symposium of the Saint Mark Foundation and the Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society in Honor of Martin Krause. Cairo, 63–70.

Esbroeck, M. van 1991: Michael the Archangel, Saint. In: A.S. Atiya (ed.), The Coptic Encyclopedia. Vol. 5. New York, 1616–1620.

Gabelić, S. 1996: The Archangelos Xorinos, or the Banisher. Dumbarton Oaks Papers 50, 345–360.

Golovnina, N.G. 2010: [John, bishop of the city of Paral]. In: Pravoslavnaia entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 23. Moscow, 366–367.

Головнина, Н.Г. Иоанн, еп. г. Парал. В кн.: Православная энциклопедия. Т. 23. Иннокентий – Иоанн Влах. М., 366–367.

Lantschoot, A. van 1946: Fragments coptes d’une homélie de Jean de Paralos contre les livres hérétiques. In: Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 1. Bibbia. Letteratura cristiana antica. (Studi e testi, 121). Città del Vaticano, 296–326.

Lafontaine, G. (éd.) 1979: Un éloge copte de Saint Michel, attribué à Macaire de Tkow. Le Muséon 92, 301–320.

Lefebvre, G. 1907: Recueil des inscriptions grecques chrétiennes d’Égypte. Le Caire.

Hyvernat, H. (éd., trad.) 1886: Les actes des martyrs de l’Égypte.

Mango, C. 1984: St. Michael and Attis. Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας [Deltion of the Christian Archaeological Society] 12, 39–62.

Meyer, M.W., Smith, R. 1994: Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power. Princeton.

Müller, C.D.G. 1959: Die Engellehre der koptischen Kirche. Untersuchungen zur Geschichte der christlichen Frömmigkeit in Ägypten. Wiesbaden.

Müller, C.D.G. (Hrsg.) 1962: Die Bücher der Einsetzung der Erzengel Michael und Gabriel. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 225–226, Scriptores Coptici, 31–32). Leuven.

Munier, H. (éd.) 1918: Les Actes du martyre de saint Isidore. Bulletin de l’institut français d’archéologie orientale 14, 101–190.

Papaconstantinou, A. 2001: Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. Paris.

Peers, G. 1996: Apprehending the Archangel Michael: hagiographic methods. Byzantine and Modern Greek Studies 20, 100–121.

Rohland, J.P. 1977: Der Erzengel Michael, Arzt und Feldherr, zwei Aspekte des vor- und frühbyzantinischen Michaelskultes. Leiden.

Simon, J. 1934: Homélie copte inédite sur S. Michel et le Bon Larron, attribuée à S. Jean Chrysostome. Orientalia. NOVA SERIES 3, 217–242.

Smagina, E.B. 2011: Manikheistvo po rannim istochnikam [Manichaeism According to Early Sources]. Moscow.

Смагина, Е.Б. Манихейство по ранним источникам. М.

Smagina, E.B. (ed.) 2015: [The Mysteries of John, the Apostle and the Holy Virgin]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. III: Filologiya [Journal of Saint Tikhon’s Orthodox University. III: Filology] 5 (45), 97–110.

Смагина, Е.Б. (введ., пер. с греч., прим.). Мистерии Иоанна, апостола и святого девственника. Вестник ПСТГУ. III: Филология 5 (45), 97–110.

Stepanova, E.V. 2006: Pechati s latinskimi i greko-latinskimi nadpisyami VI–VIII vv. iz sobraniya Ermitazha [Seals with Latin and Greek-Latin Inscriptions of the 6th–8th cent. from the Hermitage collection]. Saint Petersburg.

Степанова, Е.В. Печати с латинскими и греко-латинскими надписями VI–VIII вв. из собрания Эрмитажа. СПб.

Thayer, J.H. 1889: Greek-English Lexicon of the New Testament. New York.

Vitkovskaya, M. (ed.) 2001: Apokrificheskie apokalipsisy [Apocryphal Apocalypses]. Saint Petersburg.

Витковская, М. (введ., пер., прим.) Апокрифические апокалипсисы. СПб.

West, Ch. 2014: St. Michael the Archangel in Late Antiquity. Undergraduate Honors Theses, Paper 737. URL: http://scholar.colorado.edu/honr_theses/737/ (16.03.2018).

Youssef, Y.N. 2007: The Archangel Michael and the Patriarchs in exile in the Coptic tradition. In: N. Bosson, A. Boud’hors (éd.), Actes du huitième Congrès international d’études coptes. Paris, 28 juin – 3 juillet 2004. Vol. II. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 163). Leuven, 645–656.

Zanetti, U. 1994: Fêtes des anges dans les calendriers et synaxaires orientaux. In: C. Carletti, G. Otranto (eds.), Culto e insediamenti micaelici nell’Italia meridionale fra tarda antichità e medioevo. Atti del convegno internazionale, Monte Sant’Angelo 18–21 novembre 1992. Bari. 323–349.