Войти Русский | English

Политический смысл «Медеи» Драконция

Никольский Иван Михайлович

В статье рассматривается поэма «Медея» латинского поэта Драконция, жившего в вандальской Африке в конце V – начале VI в. Анализ образного и терминологического ряда поэмы в контексте всего творчества Драконция позволяет предположить, что в этом произведении – как и во многих других сочинениях карфагенского поэта – мифологический сюжет стал аллегорическим выражением современных автору событий, а именно римско-вандальского конфликта. Эта политическая интерпретация текста, в свою очередь, позволяет дать новое объяснение отличиям в изложении мифа у Драконция и у классических авторов, Еврипида и Сенеки.

Ключевые слова: Драконций, «Медея», трагедия, эпиллий, вандалы, римская Африка
Библиография:

Aiello, V. 2006: Che fine ha fatto l’élite burocratica romana nel regno dei Vandali? In: R.L. Testa (ed.), Le transformazioni delle élites in età tardoantica: Atti del convegno internazionale, Perugia, 15–16 marzo 2004. Perugia, 15–40.

Braund, D. 2005: Greek geography and Roman empire: the transformation of tradition in Strabo’s Euxine. In: D. Dueck, H. Lindsay, S. Pothecary (eds.), Strabo’s Cultural Geography. The Making of a Kolossourgia. Cambridge, 216–234.

Bright, D.F. 1987: The Miniature Epic in Vandal Africa. Norman–London.

Bright, D.F. 1999: The chronology of the poems of Dracontius. Classica et Mediaevalia. Revue danoise de philologie et d’histoire 50, 193–206.

Conant, J. 2012: Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439–700. Cambridge–New York.

Do Céu Fialho, M. 2015: O horizonte politico da Medeia de Euripides. Revista Archai: Revista de Estudos Sobre as Origens do Pensamento Ocidental, 21–25.

Fielding, I. 2017: Transformations of Ovid in Late Antiquity. Cambridge.

Gasparov, M.L. (ed.) 1982: [Controversy About the Statue of the Brave Man]. In: M.L. Gasparov (ed.), Pozdnyaya latinskaya poeziya [Late Latin Poetry]. Moscow, 572–581.

Контроверсия о статуе храброго мужа. В кн.: М.Л. Гаспаров (сост.), Поздняя латинская поэзия. М., 572–581.

Ginsberg, L.D. 2017: Staging Memory, Staging Strife: Empire and Civil War in the ‘Octavia’. New York.

González García, A. 2012: Hunerico y Draconcio. La imperialización del reino vándalo y la represión de la disidencia. Herakleion, 5, 71–83.

Green, C.M.C. 2007: Roman Religion and the Cult of Diana at Aricia. Cambridge.

Guldiger Bilde, P. 2005: What was Scythian about the “Scythian Diana” at Nemi? Arkheologicheskie vesti [Archaeological news] 12, 209–218.

Гулдагер Билде, П. Что скифского было в «Скифской Диане» из Неми? Археологические вести 12, 209–218.

Kaufmann, H. 2006: Intertextualität in Dracontius’ Medea (Romul. 10). Museum Helveticum 63, 2, 104–114.

Konstan, D. 2008: Sophocles’ Electra as political allegory: a suggestion. Classical Philology 103 (1), 77–80.

Loginov, A.V. 2012: [Oresteia in the Athenian vase-painting]. Aristey. Vestnik klassicheskoy filologii i antichnoy istorii [Aristeas. Journal of Classical Philology and Ancient History] 5, 168–184.

Логинов, А.В. Орестея в афинской вазописи. Аристей. Вестник классической филологии и античной истории 5, 168–184.

Malamud, M. 2012: Double, double: Two African Medeas. Ramus. Critical Studies in Greek and Roman Literature 41. 1–2, 161–189.

Merrills, A. 2004: The perils of panegyric: the lost poem of Dracontius and its consequences. In: A. Merrills (ed.), Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa. Aldershot, 145–162.

Nikolsky, B.M. 2014: [Political sense and poetical structure of Euripides’ Andromache]. Vestnik drevnei istorii [Journal of Ancient History] 4, 20–40.

Никольский Б.М. Политический смысл и художественная структура «Андромахи» Еврипида. ВДИ 4, 20–40.

Nikolsky, B.M. 2016a: [War propaganda in Euripides’ Trojan Women]. Vestnik drevnei istorii [Journal of Ancient History] 76/2, 286–314.

Никольский, Б.М. Пропаганда войны в «Троянках» Еврипида. ВДИ 76/2, 286–314.

Nikolsky, B.M. 2016b: Strukturnyy i kontekstnyy analiz v interpretatsii tragedii Evripida. [Structural and Contextual Analysis of Euripides’ Tragedies. Doctoral Thesis on Classical Philology (manuscript)]. Moscow.

Никольский, Б.М. Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида. Дис. …. докт. филол. н. (на правах рукописи). М.

Nikolsky, I.M. 2018: [Panegyric or trolling? How images of animals could change the main message of Blossius Aemilius Dracontius’ ‘Satisfaction’]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European Linguistics and Classical Philology] 22, 2, 967–974.

Никольский, И.М. Панегирик или тонкая издевка? Как образы животных могли поменять смысл «Искупления» Блоссия Эмилия Драконция. Индоевропейское языкознание и классическая филология 22, 2, 967–974. 

Obermeier, A. 1999: The History and Anatomy of Auctorial Self-Criticism in the European Middle Ages. Amsterdam–Atlanta.

Romano, D. 1959: Studi Draconziani. Palermo.

Shanzer, D.A. 1986: A Philosophical and Literary Commentary on Martianus Capella’s De Nuptiis Philologiae et Mercurii Book 1. Berkeley–Los Angeles–London.

Schetter, W. 1994: Über Erfindung und Komposition des ‘Orestes’ des Dracontius. Zur spätantiken Neugestaltung eines klassischen Mythos. In: O. Zwierlein (Hrsg.), Willy Schetter. Kaiserzeit und Spätantike: kleine Schriften 1957–1992. Stuttgart, 342–369.

Wasyl, A. 2011: Genres Rediscovered: Studies in Latin Miniature Epic, Love Elegy, and Epigram of the Romano-Barbaric Age. Kraków.

Yarkho, V.N. (ed.) 2000: [Aemilius Blossius Dracontius. Tragoedia Orestis. In-troduction, Translation and Commentary by V.N. Yarkho]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 208–221.

Эмилий Блоссий Драконций. Трагедия Ореста. Вступит. ст., пер. и комм. В.Н. Ярхо. ВДИ 3, 208–221.