Войти Русский | English

Гомер, политика и Панафинеи

Гринцер Николай Павлович

Статья затрагивает некоторые аспекты «гомеровского вопроса», сосредотачиваясь на той роли, которую сыграла в генезисе текста «Илиады» и «Одиссеи» практика их исполнения на афинском празднестве Панафиней. Разделяя в целом «эволюционную теорию» Г. Надя, подчеркивающего особую значимость этого празднества для утверждения авторитета «Илиады» и «Одиссеи», автор задается вопросом, почему именно эти две поэмы постепенно заняли исключительное место в качестве подлинно гомеровских. На его взгляд, это во многом объясняется политикой и идеологией: в рамках Панафиней подчеркивалась особая связь двух этих произведений с Афинами в силу особой роли, которую играет в них богиня–покровительница города. Это подтверждается в числе прочего и данными афинской вазописи: к концу VI в. до н.э. в иконографии Афина становится постоянным персонажем сюжетов, связанных с Троянской войной. Политическая значимость гомеровских поэм подчеркивается историями как о ключевой роли Афин в установлении «правильного текста» Гомера («Писистратова редакция»), так и об их использовании при решении политических споров.

Ключевые слова: Афина, Панафинеи, Гомер, устность/письменность, Писистрат, иконография, эволюционная модель, политика и литература
Библиография:

Bowra, S.M. 2002 [1952]: Geroicheskaya poeziya [Heroic Poetry]. Moscow.

Боура, С.М. Героическая поэзия. М.

Burgess, J. 1996: The non-Homeric Cypria. Transactions of the American Philological Association 126, 77–99.

Burgess, J. 2001: The Tradition of the Trojan War in Homer and the Epic Cycle. Baltimore–London.

Burgess, J. 2004: Performance and the epic cycle. Classical Journal 110. 1, 1–23.

Burgess, J. 2009: The Death and Afterlife of Achilles. Baltimore.

Burkert, W. 1987: The making of Homer in the sixth century B.C.: rhapsodes versus Stesichoros. In: Papers on Amasis Painter and His World. Colloquium Sponsored by the Getty Center for the History of Art and the Humanities and Symposium Sponsored by J. Paul Getty Museum. Malibu, 43–62.

Clay, J.S. 1983: The Wrath of Athena: Gods and Men in the Odyssey. Princeton.

Cook, E.F. 1995: The Odyssey in Athens: Myths of Cultural Origins. Ithaca (NY).

Davies, M. 1989: The Greek Epic Cycle. Bristol.

Dowden, K. 1996: Homer’s sense of text. Journal of Hellenic Studies 116, 47–61.

Dué, C. 2006: The Captive Woman’s Lament in Greek Tragedy. Austin.

Finkelberg, M. 1998: The Birth of Literary Fiction in Ancient Greece. Oxford.

Finkelberg, M. 2003: Homer as a foundation text. In: M. Finkelberg, G. Stroumsa (eds.), Homer, the Bible and Beyond. Leiden, 75–96.

Finkelberg, M. 2011: Homer and his peers: neoanalysis, oral theory, and the status of Homer. Trends in Classics 3, 197–208.

Ford, A. 1997: The inland ship: problems in the performance and reception of Homeric epic. In: E.J. Bakker, A. Kahane (eds.), Written Voices, Spoken Signs: Tradition, Performance, and the Epic Text. Cambridge (MA)–London, 83–109.

Frame, D. 2009: Hippota Nestor. Washington.

Friis Johansen, K. 1967: The Iliad in Early Greek Art. Copenhagen.

Graziosi, B. 2002: Inventing Homer. The Early Reception of Epic. Cambridge.

Griffin, J. 1977: The Epic cycle and the uniqueness of Homer. Journal of Hellenic Studies 97, 39–53.

Grintser, N.P. 2018: [Homeric studies at the turn of the century]. In: S.Yu. Neklyudov, N.V. Petrov (eds.), Pamyatniki knizhnogo eposa Zapada i Vostoka [The Monuments of Western and Eastern Book Epic]. Moscow, 82–116.

Гринцер, Н.П. Гомероведение в начале нового века. В кн.: С.Ю. Неклюдов, Н.В. Петров (сост. и ред.), Памятники книжного эпоса Запада и Востока. М., 82–116.

Haslam, M. 1997: Homeric papyri and transmission of text. In: I. Morris, B. Powell (eds.), A New Companion to Homer. Leiden, 55–100.

Janko, R. (ed.) 1992: The Iliad: A Commentary. Vol. IV. Books 13–16. Cambridge.

Janko, R. 1998: The Homeric poems as oral dictated texts. Classical Quarterly 48. 1, 1–13.

Jensen, M.S. 1980: The Homeric Question and the Oral-Formulaic Theory. Copenhagen.

Karanika, A. 2001: Memories of poetic discourse in Athena’s cult practices. In: S. Deacy, A. Villing (eds.), Athena in the Classical World. Leiden, 277–291.

Kasper-Butz, I. 1991: Die Göttin Athena im klassischen Athen als Repräsentantin des demokratischen Staates. Frankfurt am Main–Bern–New York–Paris.

Kennedy, R.F. 2009: Athena’s Justice. Athena, Athens and the Concept of Justice in Greek Tragedy. (Lang Classical Studies, 16). New York.

Kim, L. 2010: Homer Between History and Fiction in Imperial Greek Literature. Cambridge.

Kullmann, W. 1992: Zur Methode der Neoanalyse in der Homerforschung. In: Kullmann, W. Homerische Motive: Beiträge zur Entstehung, Eigenart und Wirkung von Ilias und Odyssee. Stuttgart, 67–99.

Latacz, I., Bierl, A. (Hrsgg.) 2010: Homers Ilias. Gesamtkommentar. Bd II. Zweiter Gesang. Berlin.

Lesky, A. 1954: Mündlichkeit und Schriftlichkeit im Homerischen Epos. In: Festschrift für Dietrich Kralik: Dargebracht von Freunden, Kollegen und Schülern. Horn, 1–9.

Levaniouk, O. 2012: Oὐ χρώμεθα τοῖς ξενικοῖς ποιήμασιν: Questions about evolu-tion and fluidity of the Odyssey. In: Fr. Montanari, A. Rengakos, Chr. Tsagalis (eds.), Homeric Contexts: Neoanalysis and the Interpretation of Oral Poetry. Berlin–New York, 369–409.

Lord, A.B. 1991: Epic Singers and Oral Tradition. Ithaca–London.

Lowenstam, S. 1997: Talking vases: The relationship between the Homeric poems and archaic representations of epic myth. Transactions of the American Philological Association 127, 21–76.

Martin, R. 2013: The rhetoric of rhapsody in Plato’s Laws. In: A.-E. Peponi (ed.), Performance and Culture in Plato’s Laws. Cambridge, 313–338.

Nagy, G. 1996: Homeric Questions. Austin.

Nagy, G. 2009: Homer the Classic. Washington, DC.

Nagy , G. 2010: Homer the Preclassic. Berkeley–Los Angeles.

Neils, J. 2012: The political process in the public festival. In: J.R. Brandt, J.W. Iddeng (eds.), Greek and Roman Festivals: Content, Meaning, and Practice. Oxford, 199–216.

Sauge, A. 2000: L’« Iliade »: poème athénien de l’époque de Solon. Bern.

Shapiro, H.A. 1992: Mousikoi Agones: Music and poetry at the Panathenaea. In: J. Neils (ed.), Goddess and Polis: The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton, 53–75.

Snodgrass, A. 1998: Homer and the Artists. Text and Picture in Early Greek Art. Cambridge.

Tsagalis, C. 2018: Performance contexts for rhapsodic recitals in the Archaic and Classical periods. In: J.L. Ready, C. Tsagalis (eds.), Homer in Performance: Rhapsodes, Narrators, and Characters. Austin, 29–75.

Walker, H.J. 1995: Theseus and Athens. New York–Oxford.

West, M.L. 1995: The date of the Iliad. Museum Helveticum 52, 203–219.

West, M.L. (ed.) 1998: Homeri Ilias. Volumen prius rhapsodias I–XII continens. Stuttgart–Leipzig.

West, M.L. (ed.) 2000: Homeri Ilias. Volumen alterum rhapsodias XIII–XXIV continens. Stuttgart–Leipzig.

West, M.L. 2001: Studies in the Text and Transmission of the Iliad. Berlin–New York.

West, M.L. 2003: Iliad and Aethiopis. Classical Quarterly 53. 1, 1–14.

West, M.L. 2014: The Making of the Odyssey. Oxford.

Zaytsev, A.I. 1964: [The traces of the myth of Helen’s abduction by Paris in Ho-meric epic, Iliad III 144]. Vestnik Leningradskogo universiteta. Seriya 2: Is-toriya, yazyk, literaturovedenie [Bulletin of Leningrad State University. Series 2: History, language and literary studies] 4, 20, 90–100.

Зайцев, А.И. Следы мифа о похищении Елены Тесеем в гомеровском эпосе (Илиада III, 144). Вестник ЛГУ. Серия 2: История, языкознание, литературоведение 4, 20, 90–100.