Войти Русский | English

Some Notes on the Historical background Surrounding the Cambyses Romance

Habaj Michal

«Роман о Камбисе» описывает персидское (или ассирийское) нашествие на Египет и Израиль под предводительством царя, которого текст попеременно называет то Камбисом, то Навуходоносором. Неприятели не атакуют Египет напрямую, а используют военные хитрости, боясь напасть открыто, так как считают египтян бесстрашными воинами, подобными диким львам или медведям. Исторический контекст романа уже давно привлекает внимание ученых, которые пытаются определить корни представленной в нем исторической традиции. В данном исследовании автор резюмирует все предшествующие точки зрения по этому вопросу и формулирует свою собственную, доказывая, что роман не имеет непосредственной связи с классической античной традицией. Напротив, это произведение демонстрирует устойчивую коллективную память египтян относительно Камбиса. Под влиянием ветхозаветной традиции и лишь непрямым — Геродота эти египетские рассказы приняли ту форму, в которой они представлены в «Романе о Камбисе»

Ключевые слова: коптская литература, «Роман о Камбисе», египетская традиция, классическая традиция, Геродот, Камбис II
Библиография:

Asheri, D., Lloyd, A., Corcella, A. 2007: Commentary on Herodotus Books I ̶ IV. Oxford.

Balcer, J. 1987: Herodotus and Bisitun. Stuttgart.

Banshchikova, A.A. 2015: Perelomnye epokhi v istoricheskoy traditsii i soznanii drevnikh egiptyan [Crucial Periods in Ancient Egyptian Historical Tradition and Consciousness]. Moscow.

Банщикова, А.А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. Москва.

Barclay, J. 1995: Jews in the Mediterranean Diaspora. Edinburgh.

Bernand, É. 1960: Les inscriptions grecques et latines du colosse de Memnon. Paris.

Blok, J. 2002: Women in Herodotusʼ Histoire. In: E. Bakker, I. De Jong, H. Wees (eds.), Brillʼs Companion to Herodotus. Leiden, 225–245.

Briant, P. 2002: From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake (Indiana).

Brown, T. 1982: On Herodotus Portrait of Cambyses. Historia 31, 387–403.

Colin, G. 1995: L’Egypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiu. Revue d’Egyptologie 46, 45–53.

Cruz-Uribe, E. 1986: Notes on the Coptic Cambyses romance. Enchoria 14, 51–56.

Dandamaev, M. 1989: A Political History of the Achaemenid Empire. Leiden.

Döpp, S. 2003: Kambysesʼ Feldzug gegen Ägypten: Der sogennante Kambyses-Roman und sein Verhältnis zu griechischer Literatur. Göttinger Forum für Altertumswissenschaft 6, 1–17.

Eshel, E. 2001: Possible Sources of the Book of Daniel. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 387–395.

Gelzer, H. 1898: Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Leipzig.

Grabbe, L. 1998. Ezra — Nehemiah. London.

Habaj, M. 2016. Kambýses II. Od tradície k histórii. Krakov.

Habas, R. 1994: The Jewish Origin of Julius Africanus. Journal of Jewish Studies 45, 86–91.

Henze, M. Nabuchadnezzarʼs Madness (Daniel 4) in Syriac Literature. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 550–573.

Hoffmann, I. 1981: Kambyses in Ägypten. Studien zur altägyptischen Kultur 9, 179–201.

Jansen, H. 1950: The coptic story of Cambysesʼ invasion of Egypt. A critical analysis of itsliterary form and its historical purpose. Avhandlinger utgitt av Det Norske Videnskaps-Akademi i Oslo 2, 1 ̶ 70.

Knibb, M. 2001: The Book of Daniel in its Context. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 16–37.

Ladynin, I.A., Nemirovskiy, A.A. 2004: [567 BC campaign of Nabuchadnezzar II in Egypt in Egyptian and Old Testament tradition]. In: E.E. Kormysheva (ed.), Kul’turnoe nasledie Egipta i khristianskiy Vostok [Cultural Heritage of Egypt and Christian Orient]. Moscow, 63–76.

Ладынин, И. А., Немировский, А.А. Поход Навуходоносора II на Египет 567 г. до н. э. в сведениях египетской и ветхозаветной традиций (Предварительные замечания). В кн.: Э.Е. Кормышева (ред.), Культурное наследие Египта и христианский Восток. Москва, 63–76.

Lebram, J.C.H. 1975: König Antiochus im Buch Daniel. Vetus Testamentum 25, 737–772.

Lemm, O. von 1900: Bemerkungen zum koptischen Kambysesroman. Kleine koptische Studien. Bulletin de lʼAcadémie imperiale des sciences de St. Petersbourg 8, 64–115.

Lloyd, A. 1994: Cambyses in late tradition. In: C. Eyre, A. Leahy, L. Montagno Leahy (eds.), The unbroken reed. Studies in the culture and heritage of ancient Egypt in honour of A.F. Shore. London, 195–204.

Mariev, S. 2008: Ioannis Antiocheni fragmenta quae supersunt omnia. Berolini–Novi Eboraci.

Niskanen, P. 2004: The Human and Divine in History. Herodotus and the Book of Daniel. London.

Posener, G. 1936: La première domination Perse en Égypte. Le Caire.

Richter, T.S. 1998: Weitere Beobachtungen am koptischen Kambyses-Roman. Enchoria 24, 54–66.

Shaeder, H. 1972: Iranische Beiträge. Tübingen.

Schäfer, H. 1899: Bruchstück eines koptischen Romans über die Eroberung Aegyptens durch Kambyses. Berlin.

Schmidt, E. 1953: Persepolis. Chicago.

Thissen, H.J. 1996: Bemerkungen zum koptischen Kambyses-Roman. Enchoria 23, 145–149.

Venticinque, P. 2006: Whatʼs in a Name? Greek, Egyptian and Biblical Traditions in the Cambyses Romance. Bulletin of the American Society of Papyrologists 43, 139–158.

Vieillefond, J.R. 1970: Cesti. Firenze.

Wallraff, M. 2007: Iulius Africanus Chronographiae. Berlin–New York.

Wiseman, D.J. 2006: Babylonia 605–539 B.C. In: J. Boardman et al. (eds.), The Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Cambridge, 229–252.