Войти Русский | English

The Goddess Bendis in Fifth Century Athenian Culture

Браунд Д.

БОГИНЯ БЕНДИДА В  АФИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ V в. до н.э.

В центре внимания автора статьи – заимствование и ранняя история культа богини Бендиды в Афинах. Подробно анализируются ранние свидетельства ее почитания в Афинах, особенно ключевые надписи (Каллиевы декреты, записи о так называемой священной казне других богов и т.д.) и фрагменты комедиографа Кратина, упоминавшего Бендиду в комедии «Фракиянки» (обычно ее с большой вероятностью датируют 430-ми годами до н.э.). Рассматриваются также изображения на афинской керамике, в частности на сосуде, относимом к кругу Сотада и, следовательно, значи- тельно более раннем, чем более известные сосуды 430–420-х годов. Нет оснований полагать, что культ Бендиды был принят афинским государством (в любом смысле слова) в 430-х годах, а часто воспроизводимые современные гипотезы о причинах принятия этого культа не получают подтверждения. Бендида была связана с Фракией, но в самом широком смысле слова, с включением северо-востока Малой Азии и Фессалии, где она считалась дочерью Адмета (отсюда ее связь с Додоной). В сферу ее попечения входила не только охота (которая сближает ее наряду с некоторыми другими богинями с Артемидой, но не стирает ее отличий от Артемиды) и луны (ср. Гекату), но также (возможно даже главным образом) смерть и загробная жизнь. Орфики считали ее могущественным проявлением Персефоны. Праздник Бендиды, таким образом, хорошо подходит контексту I книги «Государства» Платона. Тем самым подчеркивается интерес Сократа к Фракии и орфизму, к тому же праздник Бендиды («свой» для халкидонца Фрасимаха) в I книге связан по смыслу с катабасисом и уравновешивает миф об Эре из X книги. Беглое упоминание Адрастеи в середине «Государства» также может иметь особый смысл, если учитывать ее связь – возможно, и финансовую – c Бендидой в Афинах.

Ключевые слова: Бендида, Афинские культы, Афинская религия, Адрастея, Фракийская богиня, Персефона, орфизм, Додона, Адмет, Сотад, вазописец фиал, Каллиевы декреты, «казна других богов»,Артемида, Геката, Кратин, Платон, «Государство», Фрасимах из Халкедона, фракийцы,
Библиография:

Adam, J. 1902: The Republic of Plato. 2 vols. Cambridge.

Allan, W. 2004: Religious syncretism: the new gods of Greek tragedy. Harvard Studies in Classical Philology 102, 113–155.

Archibald, Z. 1998: The Odrysian Kingdom of Thrace. Oxford.

Arnaoutoglou, I. 2015: Cult associations and politics. Worshipping Bendis in classical and hellenistic Athens. In: V. Gabrielsen, C. Thomsen (eds), Private Associations and the Public Sphere. Copenhagen, 25–56.

Bäbler, B. 1999: Fleissige Thrakerinnen und wehrhafte Skythen. Stuttgart–Leipzig.

Bakola, E. 2013: Greek Comedy and the Discourse of Genres. Cambridge.

Berti, I. 2001: Il culto di Themis in Grecia ed in Asia Minore. Annuario della scuola archeologica di Atene 3, 289–298.

Berti, I. 2002: Epigraphical documentary evidence for the Themis cult: prophecy and politics. Kernos 15, 225–254.

Bodnar, E. 1973: A quarry relief on the island of Paros. Archaeology 26, 270–277.

Bowden, H. 2005: Classical Athens and the Delphic Oracle. Divination and Democracy. Cambridge.

Burnyeat, M.F. 1997: Culture and Society in Plato’s Republic. Cambridge (Mass).

Cazzato, V., Obbink, D., Prodi, E. (eds) 2016: The Cup of Song. Studies on Poetry and the Symposion. Oxford.

Christopoulos, M., Karakantza, E., Levaniouk, O. (eds) 2010: Light and Darkness in Ancient Greek Myth and Religion. Lanham (MD).

Collart, P., Ducrey, P. 1975: Philippes I. Les reliefs rupestres (BCH. Suppl. II), Paris.

Cullyer, H. 2005: A Wind That Blows from Thrace: Dionysus in the Fifth Stasimon of Sophocles’ «Antigone». Classical World 99, 1, 3–20.

Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families, 600–300 B.C. Oxford.

Deoudi, M. 2003–2004: Bendis und die Nymphen. Orpheus 13–14, 45–54.

Deoudi, M. 2007: Bendis – kulturell geprägtes Gesicht einer thrakischer Göttin. In: Thrace in the Graeco-Roman World. Athens, 120–129.

Deoudi, M. 2010: Die thrakische Jägerin: Römische Steindenkmäler aus Macedonia und Thracia. Wiesbaden–Mainz.

Dobrov, G. 1993: The tragic and the comic Tereus. American Journal of Philology 114, 189–234.

Dyson, M. 1988: Alcestis’ children and the character of Admetus. Journal of Hellenic Studies 108, 13–23.

Edmonds, R. 2004: Myths of the Underworld Journey: Plato, Aristophanes, and the ‘Orphic’ Gold Tablets. Cambridge.

Foley, H. 2001: Female Acts in Greek Tragedy. Princeton.

Fraenkel, E. 1950: Aeschylus: Agamemnon. Vol. I–III. Oxford.

Gantz, T. 1977: The fires of the Oresteia. Journal of Hellenic Studies 97, 28–38.

Garland, R. 1992: Introducing New Gods: the Politics of Athenian Religion. Ithaca (NY).

Hall, E. 1989: Inventing the Barbarian: Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford.

Hoffmann, H. 1997: Sotades: Symbols of Immortality on Greek Vases. Oxford.

Hubbard, T. 2013: The irreducibility of myth. Phoenix 67, 81–106.

Janko, R. 1991: The Iliad: A Commentary. Vol. 4: Books 13–16. Cambridge.

Janouchova, P. 2013: The cult of Bendis in Athens and Thrace. Graeco-Latina Brunensia 18, 95–106.

Lambert, S. 2010: A polis and its priests: Athenian priesthoods before and after Pericles’ citizenship law. Historia 59, 143–175.

Larsson, J. 2001: Greek Nymphs. Oxford.

Macurdy, G. 1917: Sun myths and resurrection myths. Journal of Hellenic Studies 37, 160–167.

Martinez, J.-L., Mathieux, N., Baralis, A., Tonkova, M., Stoyanov, T. (eds) 2015: L՚épopée des rois Thraces. Paris.

Masson, O. 1988: Les noms théophores de Bendis en Grèce et en Thrace. Museum Helveticum 45, 6–12.

Matthews, V. 1977: Naupaktia and Argonautika. Phoenix 31, 189–207.

Mili, M. 2015: Religion and Society in Thessaly. Oxford.

Miller, S. 1978: The Prytaneion: Its Function and Architectural Form. Berkeley–Los Angeles.

Monoson, S. 2016: Socrates’ military service. In: V. Caston, S.-M. Weineck (eds), Our Ancient Wars: Rethinking War through the Classics. Ann Arbor, 96–117.

Munn, M. 2006: The Mother of the Gods, Athens and the Tyranny of Asia: A Study of Sovereignty in Ancient Religion. Berkeley–Los Angeles.

Murnaghan, S. 1999–2000: The survivors’ song: The drama of mourning in Euripides’ «Alcestis». Illinois Classical Studies 24/25, 107–116.

Nilsson, M.P. 1960: Bendis in Athen. In: M.P. Nilsson, Opuscula selecta, 3. Lund, 55–80.

Northrup, M. 1980: Hesiodic personifications in Parmenides A 37. Transactions of the American Philological Association, 110, 223–232.

Oakley, J.H. 1990: The Phiale Painter. Mainz.

Pache, C.O. 2001: Barbarian bond: Thracian Bendis among the Athenians. In: C.O. Pache, J. Watrous (eds), Between Magic and Religion. Lanham (Md), 3–11.

Parker, R. 1996: Athenian Religion: A History. Oxford.

Parisinou, E. 2000: The Light of the Gods. London.

Planeaux, C. 2001: The date of Bendis’ entry into Attica. Classical Journal 96, 165–192.

Popov, D. 1976: Essence, origine et propagation du culte de la déesse thrace Bendis. Dialogues d’histoire ancienne 2, 289–303.

Rea, J. 1992: A new Bithynian month list. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 90, 289–291.

Reitzammer, L. 2016: The Athenian Adonia in Context: The Adonis Festival as Cultural Practice. Madison.

Rhodes, P.J. 2015: The date of the financial decrees of Kallias (IG I3 52). In: A.P. Matthaiou, N. Papazarkadas (eds), Axon. Studies in Honor of Ronald S. Stroud 1, 39–48.

Sakura, M. 2014: The date of IG I 136 and the cults of Bendis in fifth-century Athens. In: A. Matthaiou, R. Pitt (eds), Αθηναίων επίσκοπος: Studies in honour of Harold B. Mattingly. Athens, 203–214.

Scodel, R. 1979: Αδμητου λογος and the Alcestis. Harvard Studies in Classical Philology, 83, 51–62.

Sears, M. 2013: Athens, Thrace and the Shaping of Athenian Leadership. Cambridge.

Sekunda, N. 2016: The mounted torch-race at the Athenian Bendideia. In: K. Ulanowski (ed.), The Religious Aspects of War in the Ancient Near East, Greece and Rome. Leiden, 206–234.

Shapiro, H.A. 1982: Kallias Kratiou Alopekethen. Hesperia, 51, 69–73.

Shapiro, H.A. 1993: Personifications in Greek Art. Zürich.

Simms, R. 1988: The cult of the Thracian goddess Bendis in Athens and Attica. Ancient World 18, 59–76.

Slaveva-Griffin, S. 2005: «A feast of speeches»: form and content in Plato’s «Timaeus». Hermes 133, 312–327.

Sommerstein, A. 2008: Swearing by Hera: a deme meme? Classical Quarterly 58, 326–331.

Spaeth, B. 1991: Athenians and Eleusinians in the west pediment of the Parthenon. Hesperia 60, 331–362.

Storey, I. 2003: Eupolis: Poet of Old Comedy. Oxford.

Tarrant, H. 2007: Proclus: Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. 1, Book 1: Proclus on the Socratic State and Atlantis. Cambridge.

Tracy, S. 1986: Darkness from light: the beacon fire in the Agamemnon. Classical Quarterly 36, 257–260.

Trevett, J. 1996: Aristotle’s knowledge of Athenian oratory. Classical Quarterly 46, 371–379.

Valeva, J., Nankov, E., Graninger, D. (eds) 2015: A Companion to Ancient Thrace. Malden.

Van Bremen, R. 2010: Adrastos at Aphrodisias. In: R. Catling (ed.), Onomatologos: Studies in Greek Personal Names Presented to Elaine Matthews. Oxford, 440–455.

Vassileva, M. 2001: Further considerations on the cult of Kybele. Anatolian Studies 51, 51–63.

West, M.L. 1983: The Orphic Poems. Oxford.

Wijma, S. 2014: Embracing the Immigrant: the Participation of Metics in Athenian Polis Religion (5th–4th Century BC). Stuttgart.