Войти Русский | English

Antioch as ‘the Holy City’ in Coptic Hagiography

Рогожина Анна Алексеевна

АНТИОХИЯ КАК «СВЯТОЙ ГОРОД» В КОПТСКОЙ АГИОГРАФИИ

В статье рассматривается литературный топос Антиохии как святого города, равного Иерусалиму или даже превосходящего его своей славой. При изучении агиографических коптских текстов (мученичеств, энкомиев), созданных в период между VII и IX в., мы обнаруживаем, что многие мученики, почитаемые в коптской церкви, оказываются тем или иным образом связанными с Антиохией: они либо происходят оттуда, либо доставляются туда властями для допросов и мучений. Более того, в некоторых случаях привязки к Антиохии добавляются даже в истории тех святых, чья традиция изначально не имела ничего общего с этим городом. Антиохия также представляется тесно связанной с двумя римскими императорами, Диоклетианом и Константином, период правления которых Коптская церковь впоследствии считала самым важным в своей истории. В статье рассматриваются исторические свидетельства связей между миафизитскими общинами Антиохии и Египта и причины, которые побуждали коптских агиографов представлять Антиохию как место рождения почитаемых в Египте святых и место их славного мученического подвига.

Ключевые слова: Антиохия, Александрия, Константин, коптская агиография, Египет, Диоклетиан, мученики, монофизиты, миафизиты, монастыри
Библиография:

Barnes, T.D. 1981: Constantine and Eusebius. Cambridge (Mass.)–London.

Behlmer, H. 2007: Patriotische Heilige in Ägypten. In: D.R. Bauer, K. Herbers, G. Signori (eds), Patriotische Heilige. Beiträge zur Konstruktion religiöser und praktischer Identitäten in der Vormoderne. Stuttgart, 157–178.

Booth, P. 2013: Crisis of the Empire: Doctrine and Dissent at the End of Late Antiquity. Berkeley.

Bouriant, U. 1883: Fragments de manuscrits thébains du Musée de Boulaq. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes IV, 153–154.

Budge, E.A.W. (ed.) 1914: Coptic Martyrdoms, etc. in the Dialect of Upper Egypt. Vol. I. London.

Budge, E.A.W. 1915: Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. London.

Campagnano, A. 1980: Omelie copte sulla Passione, sulla Croce e sulla Vergine. Milan.

Crum, W.E. 1908: Place-Names in Deubner’s Kosmas und Damian. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology 30, 129–136.

Delehaye, H. 1934: Cinq leçons sur la méthode hagiographique. Bruxelles.

Den Heijer, J. 2004a: Les Patriarches coptes d’origine syrienne. In: R.Y. Ebied, H. Teule (eds), Studies on the Christian Arabic Heritage: In Honour of Father Prof. Dr. Samir Khalil Samir S.I. at the Occasion of His Sixty-Fifth Birthday. Leuven, 125–150.

Den Heijer, J. 2004b: Relations between Copts and Syrians in the Light of Recent Discoveries at Dayr as-Suryân. In: M. Immerzeel, J. van der Vliet (eds), Coptic Studies on the Threshold of a New Millennium, I–II: Proceedings of the Seventh International Congress of Coptic Studies. Leuven, 923–938.

Downey, G. 1961: A History of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton.

Drescher, J. 1944: An Encomium attributed to Severus of Antioch. Bulletin de la Société d’Archéologie Copte 10, 43–68.

Fiey, J.M. 1972–1973: Coptes et Syriaques, Contacts et Échanges. Collectanea 15, 295–365.

Frend, W.H.C. 1972: The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge.

Frend, W.H.C. 1991: Monophysitism. In: Coptic Encyclopedia. Vol. V. New York, 1669–1678.

Grabar, A. 1946: Martyrium: recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique. Paris.

Hardy, E.R. 1991: Damian. In: Coptic Encyclopedia. Vol. II. New York, 688–689.

Harvey, S.A. 1990: Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and the Lives of the Eastern Saints. Berkeley–London.

Innemée, K., Van Rompay, L. 1998: La présence des syriens dans le Wadi al-Natrun, Egypte. Parole de l’Orient 23, 167–202.

Kuhn, K., Tait, W.J., 1996: Thirteen Coptic acrostic hymns from MS M574 of the Pierpont Morgan Library. Oxford.

Lassus, J. 1934: La mosaïque de Yakto. In: G. W. Elderkin (ed.), Antioch-on-the-Orontes I. Princeton, 114–156.

Lassus, J. 1947: Sanctuaires chrétiens de Syrie. Essai sur la genèse, la forme et l’usage liturgique des édifices du culte chrétien, en Syrie, du IIIe siècle à la conquête musulmane. Paris.

Maraval, P. 1985: Lieux saints et pèlerinages d’Orient: histoire et géographie des origines à la conquête arabe. Paris.

Markus, R.A. 1990: The End of Ancient Christianity. Cambridge.

Mayer, W., Allen, P. 2012: The Churches of Syrian Antioch (300–638 CE). Leuven.

O’Leary, E. De Lacy 1937: The Saints of Egypt. London.

Olster, D. 1985: Chalcedonian and Monophysite: the Union of 616. Bulletin de la Société d’Archéologie Copte 27, 93–108.

Orlandi, T. 1991: Cyril of Jerusalem. In: Coptic Encyclopedia. Vol. III. New York, 681–682.

Orlandi, T., Pearson, B.A., Drake, H.A. (eds) 1980: Eudoxia and the Holy Sepulchre: a Constantinian legend in Coptic. Milano.

Ousterhout, R. 1990: The Temple, the Sepulchre, and the Martyrion of the Savior. Gesta 29, 44–53.

Papaconstantinou, A. 2000: Antioche ou l’Égypte? Quelques considérations sur l’origine du «Danielstoff». Cahiers archéologiques 48, 5–10.

Papaconstantinou, A. 2001: Le culte des saints en Egypte: des Byzantins aux Abbassides: l’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. Paris.

Papaconstantinou, A. 2007: The cult of saints: A haven of continuity in a changing world? In: R. S. Bagnall (ed.), Egypt in the Byzantine World, 300–700. Cambridge, 350–364.

Papaconstantinou, A. 2011: Hagiography in Coptic. In: S. Efthymiadis (ed.), The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. Vol. I. Farnham, 323–343.

Peters, F.E. 1986: Jerusalem and Mecca: the Typology of the Holy City in the Near East. New York.

Pietri, L., Mayeur, J.-M., Beaujard, B. (eds) 1998: Histoire du christianisme des origines à nos jours. T. 3: Les églises d’Orient et d’Occident (432–610). Paris.

Saradi, H.G. 2014: The City in Byzantine Hagiography. In: S. Efthymiadis (ed.), The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. Vol. II. Farnham, 419–454.

Sheridan, M. 2012: From the Nile to the Rhone and Beyond: Studies in Early Monastic Literature and Scriptural Interpretation. Rome.

Till, W.C. 1935–1936: Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. Vols. I–II. Rome.

Van Esbroeck, M. 1981: La diffusion orientale de la légende des saints Cosme et Damien. In: Hagiographie, cultures et sociétés: IVе–XIIe siècles: actes du colloque organisé à Nanterre et à Paris, 2–5 mai 1979. Paris, 61–77.

Van Rompay, L. 2005: Society and Community in the Christian East. In: M. Maas (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Justinian. Cambridge, 239–266.

Wilfong, T.G. 1998: Constantine in Coptic: Egyptian Constructions of Constantine the Great. In: S.N.C. Lieu, D. Montserrat (eds), Constantine: History, Historiography and Legend. London, 177–188.