Войти Русский | English

Пайдейя как «малые мистерии»: Василий Кесарийский о греческой литературе

Алиева Ольга Валерьевна

Одной из важнейших метафор, определяющих содержательное и композиционное единство послания. К юношам. Василия Кесарийского, является метафора "пайдейя – это малые мистерии". Понятия "малые" и "великие" мистерии, изначально отсылавшие к элевсинскому культу, во времена Василия были элементом философского койне и последовательно применялись, главным образом в платонических кругах, к этапам философского образования. Сравнение послания "К юношам" с двумя близкими к нему в жанровом отношении текстами ("К Никобулу" Григория Назианзина и "К Селевку" Амфилохия Иконийского) подтверждают устойчивость этой терминологии у каппадокийцев и ее значение для выработки модели взаимодействия христианства с классической пайдейей.

Ключевые слова: Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Амфилохий Ико- нийский, пайдейя, Платон, платонизм, мистерии, философия, раннее христианство, Ориген
Библиография:

Alexandre, M. 2012: La culture grecque, servante de la foi: de Philon d’Alexandrie aux Pères grecs. In: A. Perrot (éd.), Les chrétiens et l’hellénisme: identités religieuses et culture grecque dans l’Antiquité tardive. Paris, 31–59.

Amand, D. 1949: L’ascèse monastique de Saint Basile: essai historique. Maredsous.

Baehrens, W.A. 1925: Origenes Werke. Bd 8: Homilien zu Samuel I, zum Hohelied und zu den Propheten: Kommentar zum Hohelied in Rufins und Hieronymus’ Übersetzungen. Leipzig.

Bernardi, J. 2004: Saint Grégoire. Oeuvres poétiques. T. I. 1ère partie. Poèmes personnels II, 1, 1–11. Texte établi par A. Tuiller et G. Bady, traduit et annoté par J. Bernardi. Paris.

Bonis, C.G. 1976: Did St. Basil the Great have “nephews”? Θεολογία 47, 924–927.

Boyancé, P. 1962: Sur les mystères d’Éleusis. Revue des études grecques 75, 460–482.

Brésard, L., Crouzel, H. 1991: Origène. Commentaire sur le Cantique des Cantiques. T. I. Texte de la version latine de Rufin. Introduction, traduction et notes par Luc Brésard et Henri Crouzel, avec la collaboration de Marcel Borret. Paris.

Bultmann, R. 1948: Zur Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum. Philologus 97, 1–36.

Burkert, W. 1977: Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart.

Cazeaux, J. 1980: Les échos de la sophistique autour de Libanios ou Le style “simple” dans un traité de Basile de Césarée. Paris.

Des Places, E. 1981: Platon et la langue des mystères. In: Études platoniciennes 1929–1979. Leiden, 83–88.

Dillon, J. 1993: Alcinous: The Handbook of Platonism. Translated with an Introduction and Commentary by J. Dillon. Oxford.

Dowden, K. 1980: Grades in the Eleusinian Mysteries. Revue de l’histoire des religions 197.4, 409–427.

Fedwick, P.J. 1983: Basil of Caesarea on Education. In: Basilio di Cesarea: La sua età, la sua opera e il basilianesimo in Sicilia. Atti del congresso internazionale (Messina 3–6 xii 1979). Messina, 579–600.

Fedwick, P.J. 1996: Bibliotheca Basiliana Universalis. T. II. P. 2. Turnhout.

Fortin, E.L. 1981: Hellenism and Christianity in Basil the Great’s Address ad Adulescentes. In: A.H. Armstrong, H.J. Blumenthal, R. A. Markus (eds), Neoplatonism and Early Christian Thought: Essays in Honour of A.H. Armstrong. London, 189–203.

Giet, S. 1941: Les idées et l’action sociales de Saint Basile. Paris.

Gribomont, J. 1974: Les lemmes de citation de S. Basile, indice de niveau littéraire. Augustinianum 14, 513–526.

Hadot, I. 1987: Les introductions aux commentaires exégétiques chez les auteurs néoplatoniciens et les auteurs chrétiens. In: M. Tardieu (éd.), Les règles de l’interprétation. Paris, 99–122.

Hadot, P. 1979: Les divisions des parties de la philosophie dans l’Antiquité. Museum Helveticum 36, fasc. 4, 201–223.

Kerényi, K. 1991: Eleusis: Archetypal Image of Mother and Daughter. Princeton (NJ).

Lemerle, P. 1971: Le premier humanisme byzantin: notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle. Paris.

Marrou, H.-I. 1948: Histoire de l’éducation dans l’Antiquité. T. II. Le Monde romain. Paris.

Moreschini, C. 1997: Filosofia e letteratura in Gregorio di Nazianzo. Milano.

Moreschini, C., Norelli, E. 2005: Early Christian Greek and Latin Literature: A Literary History. Vol. II. Peabody (MA).

Moroni, M.G. 2006: Nicobulo Jr. al padre (carm. II, 2, 4), Nicobulo sen. al figlio (carm. II, 2, 5): una discussione in famiglia. Introduzione, testo critico, traduzione, commento e appedici di M.G. Moroni. Pisa.

Mylonas, G.E. 1961: Eleusis and the Eleusinian mysteries. Princeton (NJ).

Naldini, M. 1978: Sulla Oratio ad adolescentes di Basilio Magno. Prometheus. Rivista di studi classici 4 1, 36–44.

Naldini, M. 1984: Basilio di Cesarea. Discorso ai giovani (Oratio ad adolescentes). Firenze.

Nardi, C. 1990: Note al Primo Carme Teologico di Gregorio Nazianzeno. Prometheus. Rivista di studi classici 16.2, 155–174.

Oberg, E. 1969: Amphilochii Iconiensis Iambi Ad Seleucum. Berlin.

Pruche, B. 1947: Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit. Introduction, traduction et notes de B. Pruche. Paris.

Riedweg, C. 1987: Mysterienterminologie bei Platon, Philon und Klemens von Alexandrien. Berlin–New York.

Rousseau, Ph. 1998: Basil of Caesarea. Berkeley.

Saffrey, H.D., Segonds, A.-Ph. 2001: Marinus. Proclus ou sur le Bonheur. Texte établi, traduit et annoté par H.D. Saffrey et A.-Ph. Segonds. Paris.

Schucan, L. 1973: Das Nachleben von Basilius Magnus ad Adolescentes. Genève.

Valgiglio, E. 1975: Basilio Magno Ad adulescentes e Plutarco De audiendis poetis. Rivista di Studi Classici 23 1, 67–85.

Vinogradov, A.Yu. 2009: [The Word μυστήριον in Ancient and Early Christian Literature]. In: Pravoslavnoe uchenie o tserkovnykh tainstvakh [Orthodox Teaching on the Sacraments of the Church]. Vol. I. Moscow, 43–66.

Виноградов, А.Ю. Cлово μυστήριον в античной и раннехристианской литературе. В сб.: Православное учение о церковных таинствах. Т. 1. М., 43–66.

Wilson, N.G. 1975: Saint Basil on the Value of Greek Literature. London.