Войти Русский | English

Дурной и благой обман в «Елене» Еврипида

Никольский Борис Михайлович

Статья посвящена анализу центрального мотива трагедии Еврипида "Елена" – мотиву обмана и иллюзии (ἀπάτη). В ходе пьесы значение этого мотива меняется с отрицательного на положительное: в первой половине обман является причиной горя и бед, а во второй – приносит счастье и оказывается нравственно благим. С одной стороны, такая структура близка построению софистических рассуждений за и против, известных как "Двойные речи". В то же время мотив обмана может быть связан с историческим контекстом постановки пьесы. Губительный обман первой половины "Елены" мог отсылать к представлению публики о Сицилийской экспедиции и причинах ее поражения, а спасительный обман второй части пьесы – к театральной иллюзии, освобождающей публику от боли, причиненной тяжелым поражением и утратой близких.

Ключевые слова: Еврипид, трагедия, обман, иллюзия, софистика, справедливость, театр
Библиография:

Allan, W. (ed.) 2008: Euripides. Helen. Cambridge–New York.

Alt, K. 1952: Untersuchungen zum Chor bei Euripides. Diss., Frankfurt.

Barlow, S.A. 1971: The Imagery of Euripides. A Study in the Dramatic Use of Pictorial Language. London.

Cornford, F. 1907: Thucydides Mythistoricus. London.

Cropp, M. (ed.) 1988: Euripides. Electra. Warminster.

Csapo, E. 2009: New Music’s Gallery of Images: the ‘Dithyrambic’ First Stasimon of Euripides’ Electra. In: J.R.C. Cousland, J. R. Hume (eds), The Play of Texts and Fragments: Essays in Honour of Martin Cropp. Leiden, 95–109.

Dale, A.M. (ed.) 1967: Euripides. Helen. Oxford.

Downing, E. 1990: Apate, Agon, and Literary Self-Reflexivity in Euripides’ Helen. In: M. Griffith, D. J. Mastronarde (eds), Cabinet of the Muses: Essays on Classical and Comparative Literature in Honor of Thomas G. Rosenmeyer. Atlanta, 1–16.

Grégoire, H. 1950: Introduction. In: H. Grégoire, L. Méridier, F. Chapouthier (eds), Euripide. Tragédies. T. V. Paris, 9–46.

Hose, M. 1995: Drama und Gesellschaft: Studien zur dramatischen Produktion in Athen am Ende des 5 Jahrhunderts. Stuttgart.

Kannicht, R. (ed.) 1969: Euripides. Helena. Bd 1–2. Heidelberg.

Kranz, W. 1933: Stasimon: Untersuchungen zu Form und Gehalt der griechischen Tragödie. Berlin.

Nikolsky, B. 2012: [Double aidos in Euripides’ Hippolytus]. Indoevropejyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indoeuropean Linguistics and Classical Philology], 16, 620–649.

Никольский, Б. М. Двойной aidos в Ипполите Еврипида. Индоевропейское языкознание и классическая филология, 16, 620–649.

Nikolsky, B. 2015: Misery and Forgiveness in Euripides: Meaning and Structure in the Hippolytus. Swansea.

Nikolsky, B. 2016: [War Propaganda in Euripides’ Trojan Women]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 286–314.

Никольский, Б. М. Пропаганда войны в «Троянках» Еврипида. ВДИ 2, 286–314.

Pippin, A.N. 1960: Euripides’s Helen: A Comedy of Ideas. Classical Philology 55, 156–169.

Robinson, T.M. 1979: Contrasting Arguments: An Edition of the Dissoi Logoi. New York.

Segal, C.P. 1971: The Two Worlds of Euripides’ Helen. Transactions of the American Philological Association 102, 553–614.

Smith, D.G. 2004: Thucydides’ Ignorant Athenians and the Drama of the Sicilian Expedition. Syllecta Classica 15, 33–70.

Solmsen, F. 1934: Ὄνομα and πρᾶγμα in Euripides’ Helen. Classical Review 48, 119–121.

Stahl, H.-P. 2003: Thucydides: Man’s Place in History. Swansea.

Whitman, C.H. 1974: Euripides and the Full Circle of Myth. Cambridge (Mass.).

Zuntz G. 1958: On Euripides’ Helena: Theology and Irony. Entretiens sur l’antiquité classique VI. Vandoeuvres–Geneva, 201–227.