Войти Русский | English

Дурной и благой обман в «Елене» Еврипида

Никольский Борис Михайлович

Статья посвящена анализу центрального мотива трагедии Еврипида "Елена" – мотиву обмана и иллюзии (ἀπάτη). В ходе пьесы значение этого мотива меняется с отрицательного на положительное: в первой половине обман является причиной горя и бед, а во второй – приносит счастье и оказывается нравственно благим. С одной стороны, такая структура близка построению софистических рассуждений за и против, известных как "Двойные речи". В то же время мотив обмана может быть связан с историческим контекстом постановки пьесы. Губительный обман первой половины "Елены" мог отсылать к представлению публики о Сицилийской экспедиции и причинах ее поражения, а спасительный обман второй части пьесы – к театральной иллюзии, освобождающей публику от боли, причиненной тяжелым поражением и утратой близких.

Ключевые слова: Еврипид, трагедия, обман, иллюзия, софистика, справедливость, театр