В статье публикуется надпись из Пантикапея с посвящением Зевсу Высочайшему вседержителю (или миродержцу: в тексте сохранилось лишь окончание -κράτωρ) непобедимому. Нельзя исключить того, что начало надписи было метрическим, но даже если это не так, то в ней явно прослеживаются следы влияния гимнографии. Возможно, что в несохранившейся части надписи перечисляется длинный ряд эпитетов Зевса. В этом случае νίκητος оказывается одной из многочисленных характеристик божества. Но, учитывая то, что "непобедимый" является традиционным эпитетом Митры, вполне возможно, что в лакуне находилось имя Митры (или Митры и Гелиоса). В этом случае существует вероятность того, что сохранившееся -κράτωρ нужно дополнить как κοσμοκράτωρ.
Bean, G.E., Mitford, T.B. 1970: Journeys in Rough Cilicia 1964–1968. Wien.
Belayche, N. 2005: Hypsistos: Une voie de l’exaltation des dieux dans le polythéisme gréco-romain. Archiv für Religionsgeschichte 7, 34–55.
Bernand, E. 1969: Inscriptions métriques de l’Egypte gréco-romaine. (Annales Littéraire de l’Université de Bésançon, 98). Paris.
Blawatsky, W., Kochelеnko, G. 1966: Le culte de Mithra sur la côte septentrionale de la Mer Noire. Leiden.
Boltunova, A.I., Knipovich, T.N. 1962: [Essay on the History of the Greek Lapidary Script in the Bosporan Kingdom]. Numizmatika i epigrafika [Numismatics and Epigraphy] 3, 3–31.
Болтунова, А.И., Книпович, Т. Н. Очерк истории греческого лапидарного письма на Боспоре. Нумизматика и эпиграфика 3, 3–31.
Bowersock, G. 2002: The Highest God with Particular Reference to North–Pontus. Hyperboreus 8, 353–363.
Bremer, J.M. 1981: Greek Hymns. In: H. S. Versnel (ed.), Faith, Hope and Worship. (Studies in Greek and Roman Religion, 2). Leiden.
Canós Villena, I. 1995: Algunes inscriptions gregues en el comerç antiquari de Barcelona. Sylloge epigraphica Barcinonensis II = Annuari de filologia. Vol. XVIII. Seccio D. Numero 6, 127–140.
Clauss, M. 2000: The Roman Cult of Mithras: The God and his Mysteries. Edinburgh.
Cook, A.B. 1925: Zeus. A Study in Ancient Religion. Vol. 2. II. Cambridge.
Cumont, F., Canet, L. 1919: Mithra ou Sarapis ΚΟΣΜΟΚΡΑΤΩΡ. Comptes rendus de l’Académie des inscriptions et belles-lettres, 313–328.
Diehl, E. 1925: Anthologia lyrica Graeca. Vol. 2. Leipzig.
Dieterich, A. 1891: Abraxas. Studien für Religionsgeschichte des spätern Altertums. Leipzig.
Dovatour, A.I. 1965: [Short Outline of the Grammar of the Bosporan Inscriptions]. In: V. V. Struve et al. (eds), Corpus inscriptionum regni Bosporani. Moscow–Leningrad, 797–831.
Доватур, А. И. Краткий очерк грамматики боспорских надписей. В: В. В. Струве и др. (ред.), Корпус боспорских надписей. М.–Л., 797–831.
Fontenrose, J.E. 1966: The Ritual Theory of Myth. Berkeley.
Forsén, B. 1993: The Sanctuary of Zeus Hypsistos and the Assembly Place on the Pnyx. Hesperia. The Journal of the American School of Classical Studies at Athens 62.4, 507–521.
Friedländer, P. 1948: Epigrammata. Greek Inscriptions in Verse from the Beginning to the Persian Wars. With collaboration of N. B. Hoffleit. Berkley–Los Angeles.
Gordon, R. 2006: Helios Mithras astrobrontodaimon? The Re-Discovery in South Africa of IG, XIV, 998 = IGUR, 125. Epigraphica LXVIII, 155–194.
Gough, M. 1952: Anazarbus. Anatolian Studies 2, 85–150.
Guarducci, M. 1974: Epigrafia greca. III. Roma.
Harrison, J.E. 1910: The Kouretes and Zeus Kouros: a Study in Pre-historic Sociology. The Annual of the British School at Athens 15, 308–338.
Hombert, P. 1945: Sarapis κοσμοκράτωρ et Isis κοσμοκράτειρα. A propos de quelques terres cuites inédites. L’Antiquité classique 14, 319–329.
Kalinka, E. 1933: Aus Bithynien und Umgegend. Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien 28. 1, 45–112.
Kaibel, G. 1878: Epigrammata Graeca ex lapidibus conlecta. Berolini.
Levinskaya, I.A. 2000: Deyaniya apostolov na fone evreyskoy diaspory [The Book of Acts in Its Diaspora Setting]. Saint Petersburg.
Левинская, И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.
Mitchell, S. 1999: The Cult of Theos Hypsistos between Pagans, Jews, and Christians. In: P. Athanassiadi, M. Frede (eds), Pagan Monotheism in Late Antiquity. Oxford, 81–148.
Mitchell, S. 2010: Further Thoughts on the Cult of Theos Hypsistos. In: S. Mitchell, P. Van Nuffelen (eds), One God. Pagan Monotheism in the Roman Empire. Cambridge, 167–208.
Moretti, L. 1968: Inscriptiones Graecae Urbis Romae. Vol. 1. Roma.
Pandermalis, D. 2005: Ζεὺς ῞Υψιστος καὶ ἄλλα. To archaiologiko ergo sten Makedonia kai Thrake [Archaeological work in Macedonia and Thrace] 17, 417–428.
Ramsay, W.M. 1889: Artemis–Leto and Apollo Lairbenos. The Journal of Hellenic Studies 10, 216–230.
Robert, L. 1983: Documents d’Asie Mineure. Bulletin de correspondance hellénique 107, 498–599.
Saprykin, S. Yu. 2009: Religiya i kul’ty Ponta ellinisticheskogo i rimskogo vremeni [Religions and Cults of Pontus during the Hellenistic and Roman Periods]. Moscow–Tula.
Сапрыкин, С. Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. Москва–Тула.
Stein, M. 2001: Die Verehrung des Theos Hypsistos: ein allumfassender pagan-jüdischer Synkretismus. Epigraphica Anatolica 33, 119–126.
Teeter, T.M. 2007: Theos Hypsistos in the Papyri. Akten des 23. Internationalen Papyrologenkongress Wien. 22–28 Juli 2001. Wien.
Tokhtas’ev, S.R. 2006: [On the Political History of the Bosporus in the 3rd century BCE]. Drevnosti Bospora [Antiquities of the Bosporus] 10, 416–428.
Тохтасьев, С.Р. К политической истории Боспора III в. до н.э. Древности Боспора 10, 416–428.
Vidman, L. 1969: Sylloge inscriptionum religionis Isiacae et Sarapiacae. (Religionsgeschichtliche Versuche und Vorarbeiten, XXVIII). Berlin.
West, M.L. 1965: The Dictaean Hymn to the Kouros. The Journal of Hellenic Studies 85, 149–159.
Wilamowitz-Moellendorf, U. von. 1921: Griechishe Verskunst. Berlin.
Wischmeyer, W. 2005: ΘΕΟΣ ΥΨΙΣΤΟΣ. Neues zu einer alten Debatte. Zeitschrift für Antikes Christentum 9, 149–168.