Статья посвящена одному из наиболее популярных сюжетов античного искусства – портрету Александра Великого в Бактрии. Изучение художественных произведений, включая и монетную иконографию, позволяет наметить основные тенденции в развитии образа Александра на протяжении длительного времени. Анализ изображения воина на золотой пластине из Тиллятепа (Афганистан) выявляет довольно необычный для региона Бактрии образ Александра-Ареса.
Abdullaev, К. 1998: Nana in Bactrian Art. In: Silk Road Art and Archaeology. Vol. 9. Kamakura, 15–38.
Abdullaev, K. 2005: Les motifs dionysiaques dans l’art de la Bactriane et de la Sogdiane. In: Actes du colloque international. Afghanistan Ancien carrefour entre l’est et l’ouest. Brepols, Bruxelles, 227–258.
Abdullaev, K. 2007: Images et cultes de l’Occident dans l’Orient Hellénisé: Heracles en Asie centrale et dans l’Inde du nord-ouest. In: Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions. Paris, 535–575.
Abdullaev, K. 2015 : L’image du sage-ascète dans l’art de l’Asie centrale. In: De Samarcande à Istanbul: étapes orientales. Hommage à Pierre Chuvin – II. Textes réunis et présentés par Véronique Schiltz. Paris, 127–148.
Abdullaev, K. 2016: Aphrodite ou Maîtresse des animaux? In: Asie centrale. Transferts culturels le long de la Route de la soie. Paris (in print).
Abdullaev, K., Stančo, L. et al. 2013: Arkheologicheskoe izuchenie gorodishcha Dzhandavlattepa i Sherabadskogo rayona [Archaeological Survey of Jandavlattepe Site and Sherabad Area]. Praha.
Абдуллаев, К., Станчо, Л. и др. Археологическое изучение городища Джандавлаттепа и Ше- рабадского района. Прага.
Bol, P.C. 1992. Forschungen zur Villa Albani. Katalog der Bildwerke III. Berlin.
Bоpearachchi, O. 1991: Monnaies gréco-bactriennes et indo-grecques. Catalogue raisonné. Paris.
Bopearachchi, O., Flandrin, Ph. 2005: Le portrait d’Alexandre le Grand: histoire d’une découverte pour l’humanité. Monaco.
Göbl, R. 1984: System und Chronologie der Munzpragung des Kušānreiches. Wien.
Grenet, F. 1987: L’Athéna de Dil’berdzhin. In: Cultes et monuments religieux dans l’Asie centrale préislamique. Paris, 41–45.
Houghton, A., Lorber, C. 2002: Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. Part I. Seleucus I through Antiochus III. Vol. I. Lancaster–London.
Litvinskiy, B.A. 2001: Khram Oksa v Baktrii (Yuzhnyy Tadzhikistan). T. 2. Baktriyskoe vooruzhenie v drevnevostochnom i grecheskom kontekste [Temple of Oxus (Southern Tajikistan).Vol. 2. Bactrian Armament in Ancient East and Greek Context]. Moscow.
Литвинский, Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Том 2. Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте. Москва.
Litvinskiy, B.A. 2010: Khram Oksa v Baktrii (Yuzhnyy Tadzhikistan). T. 3. Iskusstvo, khudozhestvennoe remeslo, muzykal’nye instrumenty [Temple of Oxus in Bactria (Southern Tajikistan).Vol. 3. Art, Crafts, Musical Instruments]. Moscow.
Литвинский, Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.
Litvinskiy, B.A., Pichikyan, I.R. 2000: Takhti Sangin: ellinisticheskiy khram Oksa v Baktrii (Yuzhnyy Tadzhikistan). Raskopki. Arkhitektura. Religioznaya zhizn’ [Takhti Sangin: Hellenistic Temple in Bactria (Southern Tajikistan). Excavations, Architecture, Religious Life]. Moscow.
Литвинский, Б.А., Пичикян, И.Р. Тахти Сангин: эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. Москва.
Masson, M.E., Pugachenkova, G.A. 1956: Parfyanskie ritony. Al’bom illyustratsiy. Moscow.
Массон, М.Е., Пугаченкова, Г.А. Парфянские ритоны. Альбом иллюстраций [Parthian Rhytons. Album of Illustrations]. Москва.
Masson, M.E., Pugachenkova, G.A. 1959: Parfyanskie ritony [Parthian Rythons]. In: Trudy Yuzhno- Turkmenistanskoy arkheologicheskoy kompleksnoy ekspeditsii [The Works of the South-Turkmenistan archaeological expedition]. T. 4. Ashkhabad.
Массон, М.Е., Пугаченкова, Г.А. Парфянские ритоны. В кн: Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Т. 4. Ашхабад.
Meshkeris, V.A. 1977: Koroplastika Sogda [Koroplastics of Sogd]. Dushanbe.
Мешкерис, В.А. Коропластика Согда. Душанбе.
Omel’chenko, A. 2001: Podrazhanie drakhme s tipom Aleksandra Makedon-skogo iz Yuzhnogo Sogda [Imitation to the Drakhm with Type of Alexander from Southern Sogd]. In: Numizmatika Tsentral’noy Aziiv [Numismatics of Central Asia] V. Tashkent, 14–17.
Омельченко, А. Подражание драхме с типом Александра Македонского из Южного Согда. В сб.: Нумизматика Центральной Азии. Вып. V. Ташкент, 14–17.
Omel'chenko, A. 2003: Arkheologo-topograficheskoe obsledovanie pamyatnikov epokhi antichnosti v Ayakchinskom oazise (Kitabskiy rayon Kashkadar'inskoy oblasti) [Archaeological-Topographical Investigation of Sites of Antique Period in Ayakch i Oasis (Kitab District of Kashkadarya Region)]. Arkheologicheskie issledovaniya v Uzbekistane (2002 god) [Archaeological Research in Uzbekistan] Vyp. 3.Tashkent, 118–124.
Омельченко, А. Археолого-топографическое обследование памятников эпохи античности в Аякчинском оазисе (Китабский район Кашкадарьинской области). Археологические исследования в Узбекистане (2002 год). Вып. 3. Ташкент, 118–124.
Pframmer, M. 1993: Metal Work from Hellenized East. Catalogue of the Collections. Malibu.
Pichikyan, I.R. 1991: Kul’tura Baktrii. Akhemenidskiy i ellinisticheskiy periody [The Culture of Bactria. Achaemenid and Hellenistic Periods]. Moscow.
Пичикян, И.Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. Москва.596
Pichikyan, I.R. 2010: Aleksandr-Gerakl (greko-baktriyskiy portret velikogo polkovodtsa) [Alexander-Herakles (Greco-Bactrian Portrait of a Great Commander]. In: Litvinskiy, B.A. Khram Oksa v Baktrii (Yuzhnyy Tadzhikistan). Iskusstvo, khudozhestvennoe remeslo, muzykal’nye instrumenty. T. 3, 204–210. Moscow.
Пичикян, И.Р. Александр-Геракл (греко-бактрийский портрет великого полководца). В кн.: Литвинский, Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. Т. 3, 204–210. Москва.
Polyakov, E.N., Kocherygina, K.B. 2009: Obraz svyashchennogo drakona v iskusstve Drevnego Kitaya [The Image of Sacred Dragon in the Art of Ancient China]. In: Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta [The Herald of Tomsk State Architecture University] 2, 22–39.
Поляков, Е.Н., Кочерыгина, К.Б. Образ священного дракона в искусстве Древнего Китая. В сб.: Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета 2, 22–39.
Richardson, L. 2000: A Catalog of Identifiable Figure Painters of Ancient Pompeii, Herculaneum. Baltimore.
Sarianidi, V.I. 1985: Bactrian Gold. Leningrad.
Sarianidi, V.I. 1989: Khram i nekropol’ Tillya-tepe [Temple and Necropolis of Tillya-tepe]. Moscow.
Сарианиди, В.И. Храм и некропольТилля-тепе. Москва.
Trousdale, W. 1975: Long Sword and Slide Scabbard in Asia. Washington.
Vil’yams, K.A. 2000: Entsiklopediya kitayskikh simvolov [Encyclopedia of Chinese Symbols]. In: Vostochnyy simvolizm [Eastern Symbolism]. Moscow.
Вильямс, К.А. Энциклопедия китайских символов. В кн.: Восточный символизм. Москва.
Zeymal’, E.V. 1983: Drevnie monety Tadzhikistana [Ancient Coins of Tajikistan]. Dushanbe.
Зеймаль, Е.В. Древние монеты Tаджикистана. Душанбе.