Войти Русский | English

Неожиданное свидетельство о ранневизантийской золотодобыче в славянской литургии

Афанасьева Татьяна И., Иванов Сергей А.

Моление к Богу за каторжников, содержащееся в литургии Василия Великого, до сих пор считалось пережитком языческих гонений. Между тем в двух древнерусских рукописях этой литургии, переписанных в XIV в., содержится мольба за тех, «иже златую руду копают по гневу цесареву». Эта интерполяция восходит к недошедшей греческой версии. Она доказывает, что труд политических узников продолжал ис- пользоваться на рудниках и в IV в.

Ключевые слова: золотодобыча, языческие гонения, Ранняя Византия, литургия Василия Великого, славянская литургия
Библиография:
  1. Алексеев А.А. 1999: Текстология славянской Библии. СПб.
  2. Афанасьева Т.И. 2012: Древнеславянский перевод литургии в рукописной традиции XI–XIII вв. Автореф. д. филол. наук. СПб.
  3. Белоус О.Ю. 1988: Об управлении горными предприятиями в поздней Римской и ранней Византийской империях (IV–VI вв.) // Античная древность и средние века. 24, 143–151.
  4. Йовчева М. 2003: Проблемы текстологического изучения древнейших памятников оригинальной славянской гимнографии // Древнеславянская литургическая поэзия. XIII Международный съезд славистов (Любляна, 15–21 августа 2003). Тематический блок № 14. Доклады. Roma–Sofia, 56–78.
  5. Орлов М.И. 1909: Литургия святого Василия Великого. СПб.
  6. Турилов А.А. 2010: К уточнению объема и состава древнейшего славянского оригинального гимнографического корпуса в древнерусской традиции (на материале минейных служб) // Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 65–84.
  7. Afanas’eva T.I., Ivanov S.A. 2013: Unexpected Evidence concerning Gold Mining in Early Byzantium // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 53, 138–144.
  8. Baumstark A. 1922: Liturgischer Nachhall aus der Verfolgungszeit // Beiträge zur Geschichte des christlichen Altertums und der byzantinischen Literatur. Festgabe Albert Ehrhard zum 60. Geburtstag (14. März 1922) dargebracht von Freunden, Schülern und Verehrern. Bonn–Leipzig, 53–72.
  9. Budde A. 2004: Die Agyptische Basilios-Anaphora. Münster.
  10. Davies J.G. 1958: Condemnation to the Mines. A Neglected Chapter in the History of the Persecutions // University of Birmingham Historical Journal. 6, № 2, 99–107.
  11. Edmondson J.C. 1989: Mining in the Later Roman Empire// JRS. 79, 84–103.
  12. Engberding H. 1963: Das anaphorischeFürbittgebet der Basiliusliturgie // Oriens Christianus. 47, 16–52.
  13. Fenwick J. 1992: The Anaphoras of St. Basil and St. James. An Investigation of Their Common Origin. Roma (Orientalia Christiana Analecta. 240).
  14. Gustafson M.. 1994: Condemnation to the Mines in the Later Roman Empire // Harvard Theological Review. 87, 421–43.
  15. Joannes Chrysostomus 1862: In epistulam i ad Timotheum homiliae // Patrologia Graeca.
  16. Millar F. 1984: Condemnation to Hard Labour in the Roman Empire, from the Julio-Claudians to Constantine // Papers of the British School at Rome. 52, 124–147.
  17. Moses 1978: History of the Armenians by Moses Khorenatsi / Translated by R.W. Thomson. (Mass.).
  18. Vita Silvestri 1985: Vita sancti Silvestri papae Romae(Cod. 521) // Le ménologe impérial de Baltimore. Bruxelles, 20–33.
  19. Vryonis S. 1962: The Question of the Byzantine Mines // Speculum. 37, №1, 117.
  20. Winkler G. 2005: Die Basilius-Anaphora. Roma.