Войти Русский | English

Единовластие как «подлинная демократия» в трудах греческих авторов времен второй софистики: ирония, иллюзия, утопия или идеал?

Марков Константин Владимирович

В произведениях таких авторов эпохи Второй софистики, как Элий Аристид, Фла- вий Филострат, Дион Кассий, римское единовластие в ряде пассажей характеризуется как «народное правление» (δημοκρατία, δῆμος). В статье предпринимается попытка определить, являются ли известные случаи применения данной терминологии в кон- тексте рассуждений об императорском Риме проявлением единой концепции, есть ли и в чем заключается специфика каждого из авторов, были ли их суждения связаны с государственно-правовыми реалиями и политическим дискурсом времен Антонинов и Северов, или, быть может, они служили исключительно риторическим целям.

Ключевые слова: Элий Аристид, Флавий Филострат, Дион Кассий, Вторая софи- стика, демократия, политическая мысль императорского Рима.
Библиография:
  1. Грабарь-ПассекМ.Е. 1969: Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Танского» // Античный роман. М., 230–256.
  2. Кнабе Г.С. 1972: Жизнеописание Аполлония Тианского, βασιλεὺς χρηστός и Корнелий Тацит // ВДИ. 3, 30–63.
  3. Кудрявцев О.Ф. 1991: Ренессансный гуманизм и «Утопия». M.
  4. Марков К.В. 2004: Consilium principis в концепции идеальной монархии Диона Кассия // Studia historica. 4, 121–125.
  5. Марков К.В. 2008: Речь Агриппы (Dio Cass. LII. 1–13): риторика и идеология // Из истории античного общества. 11, 134–153.
  6. Марков К.В. 2008: Хронология работы Диона Кассия над «Римской историей» // ВДИ. 2, 142–154.
  7. Марков К.В. 2009: Особенности государственной карьеры Дион а Кассия в 220-е гг. // Из истории античного общества.12, 239–251.
  8. Марков К.В. 2011: Образы прошлого в трудах Флавия Филострата и проблематика исторической памяти в изучении феномена Второй софистики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 5 (1), 191–197.
  9. Махлаюк А.В. 2011: Историк «века железа и ржавчины». Кассий Дион и его «Римская история» // Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV–LXXX / Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А.В. Махлаюка. СПб., 372–437.
  10. Махлаюк А.В., Марков К.В. 2008: Историк и вызовы современности: «Римская история» Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли III в. н.э. // ВДИ. 2, 47–55.
  11. Межерицкая С.И. 2006: Жизнь и творчество Элия Аристида // Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму / С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров (ред.). М., 167–197.
  12. Пантелеев А.Д. 2010: Демократия в неортодоксальном христианстве: опыт гностиков // Проблемы античной демократии / Э.Д. Фролов (ред.). СПб., 477–478.
  13. Рабинович Е.Г. 1985: «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата // Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 217–276.
  14. Смышляев А.Л. 1990: «Речь Мецената» (Dio Cass. LII, 14–40): проблемы интерпретации // ВДИ. 1, 54–66.
  15. Фролов Э.Д. 1969: Монархическая идея у Исократа // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 3–20.
  16. Хорст К. 2011: Демократия как форма правления – к вопросу о политической функции понятия демократии в эпоху императоров. Интерпретация речей Агриппы и Мецената (Cass. Dio. 52. 1–41) // Народ и демократияв древности. Доклады Российско-германской научной конференции / В.В. Дементьева (отв. ред.). Ярославль, 270–286.
  17. Шалимов О.А. 2000: Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I– начале II века н.э. М.
  18. Штаерман Е.М. 1957: Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.
  19. Элий Аристид 2006: Священные речи. Похвала Риму / С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров (ред.). М.
  20. Ahl F. 1984: The art of Safe Criticism in Greece and Rome // The American Journal of Philology, 105. 2, 174–208.
  21. Ameling W. 1997: Griechische Intellectuelle und das Imperium Romanum: das Beispel Cassius Dio // ANRW. II. 34. 3, 2472–2496.
  22. Behr C.A. 1994: Studies on the Biography of Aelius Aristides // ANRW. II. 34. 2, 1140–1233.
  23. Berrigan J.R. 1968: Dio Cassius' Defense of Democracy // Classical Bulletin. 44. 3, 42–45.
  24. Bleicken J. 1962: Der politische Standpunkt Dios gegenüber der Monarchie // Hermes. 90. 4, 445–467.
  25. Bleicken J. 1966: Der Preis des Aelius Aristides auf das Romische Weltreich // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. 7, 225–277.
  26. Blois L. de. 1984: The Third Century Crisis and the Greek Elite in the Roman Empire // Historia. 33. 3, 358, 361, 364–370.
  27. Blois L. de.1994: Traditional Virtues and New Spiritual Qualities in the Third Century Views of Empire, Emperorship and Practical Politics // Mnemosyne. 47. 2, 166–175.
  28. Blois L. de. 1998–1999: The perception of emperor and empire in Cassius Dio`s Roman History // AncSoc. 29, 267–281.
  29. Bowersock G. 1969: Greek Sophists in the Roman Empire. Oxf.
  30. Bowie E. 2009: Quid Roma Athenis? How far did imperial Greek sophists or philosophers debate the legitimacy of Roman power? // Ordine e sovversione nel mondo greco e romano: ati del convegno internazionale. Cividale del Friuli, 25–27 settembre 2008 / G. Urso (ed.), 223–240.
  31. Canfora L. 2006: Eine kurze Geschichte der Demokratie. Von Athen bis zur europäischen Union. Köln.
  32. Carsana C. 1990: La teoria della «constituzione mista» nell’età imperiale romana (Biblioteca di Athenaeum 13). Como.
  33. Chiron P. 2003: Le logos eskhèmatisménos ou discours figuré // La parole polémique / J. Dangel, Declercq, M. Murat (eds.). P., 223–254.
  34. Desideri P. 2007: Scrittura pubblica e scritture nascoste // Elio Aristide. A Roma / F. Fontanella  (cur.). Pisa, 3–22.
  35. Escribano M.V. 1999: Estrategias retoricas y pensamiento politico en la Historia Romana de Cassio Dion // AC. 68, 171–190.
  36. Espinosa Ruiz U. 1982: Debate Agrippa-Mecenas en Dion Casio. Respuesta senatorial a la crisis del imperio romano en epoca severiana. Madrid, 471–490.
  37. Espinosa Ruiz U. 1987: El problema de la historicidad en le debate Agrippa-Mecenas de Dion Casio // Gerion. 5, 308–314.
  38. Flinterman J.J. 1993: Politiek, paideia and pythagorisme: Griekse identiteit, voorstellingen rond de verhouding tussen filosofen en alleenheersers en polit. ideeen in de Vita Apollonii van Philostratus.
  39. Fontanella F. 2008: The Encomium on Rome as a Response to Polybius’ Doubts About the Roman Empire // Aelius Aristides between Greece, Rome and the gods / W.V. Harris, B. Holmes (eds.). Leiden, 203–216.
  40. Gabba E. 1955: Sulla «Storia romana» di Cassio Dione // RSI. 67, 289–333.
  41. Hammond M. 1932: The Significance of the Speech of Mecenas in Dio Cassius, Book LII // TAPhA. 63, 88–102.
  42. Hammond M. 1963: Res olim dissociabiles: principatus ac libertas. Liberty under the Early Roman Empire // Harvard Studies in Classical Philology. 67, 93–113.
  43. Harrington J. 1970: Cassius Dio: a reexamination. PhD Diss. Lexington.
  44. Heath M. 2003: Pseudo-Dionysius Art of Rhetoric 8–11 // AJP. 124, 81–105.
  45. Hemelrijk A. 2004: Matrona Docta: Educated Women in the Roman Elite from Cornelia to Julia Domna. N.Y., 122–126.
  46. Horst C. 2010: Zur politischen Funktion des Demokratiebegriffes in der Kaiserzeit: eine Interpretation der Reden des Agrippa und Maecenas (Cassius Dio 52, 1–41) // Volk und Demokratie im Altertum / T. Schmitt, V.V. Dement’eva (Hrsg.). Ruprecht, 189–208.
  47. Hose M. 1994: Erneuerung der Vergangenheit. Die Historiker in Imperium Romanum von Florus bis Cassius Dio.
  48. Hose M. 2007: Cassius Dio: A senator and Historian in the Age of Anxiety // A companion to Greek and Roman historiography / J. Marincola (ed.). L., 461–467.
  49. Kemezis A.M. 2006: The Roman Past in the Age of the Severans. PhD Diss. University of Michigan.
  50. Krieckhaus A. 2006: Senatorische Familien und ihre Patriae (1./2. Jahrhunderte n. Chr.) // Studien zur Geschichtsforschung des Altertums. 14. Hamburg.
  51. Kuhlmann P. 2010: Die Maecenas-Rede bei Cassius Dio: Anachronismen und intertextuelle Bezüge // Stimmen der Geschichte: Funktionen von Reden in der antiken Historiographie / D. Pausch  (Hrsg). B.
  52. Kuhn-Chen B. 2002: Geschichtskonzeptionen griechischer Historiker im 2. und 3. Jahrhundert n. Chr. Untersuchungen zu den Werken von Appian, Cassius Dio und Herodian. Frankfurt am Main etc.
  53. Larsen J.A.O. 1945: Representation and Democracy in Hellenistic Federalism // Classical Philology. 40, 88–91.
  54. Letta C. 1979: La composizione dell’opera di Cassio Dione: cronologia e sfondo storico-politico // Troiani L., Noe E., Letta C. Ricerche di storiografia greca di eta romana. Pisa, 168–169.
  55. Mennen I. 2011: Power and status in the Roman Empire, AD 193–284. Leiden–Boston.
  56. Meyer P. 1891: De Maecenatis oratione a Dione ficta. Diss. B.
  57. Millar F. 1964: A Study of Cassius Dio. Oxf.
  58. Milazzo A.M. 2007: Dimensione retorica e realtà politica. Dione di Prusa nelle orazioni III, V, VII, VIII. Hildesheim.
  59. Morgan J.R. 2006: Un discours figuré chez Héliodore. «Comment, en disant l’inverse de ce qu’on veut, on peut accomplir ce qu’on veut sans sembler dire l’inverse de ce qu’on veut» // Discours et débats dans l’ancien roman / Pouderon , J. Peigney (eds.).  Lyon.
  60. Näf B. 1998: Die attische Demokratie in der römischen Kaiserzeit. Zu einem Aspekt des Athenbildes und seiner Rezeption // Imperium Romanum. Studien zu Geschichte und Rezeption. Festschrift für Karl Christ / P. Kneissl, V. Losemann (Hrsg.). Stuttgart, 552–570.
  61. Oliver J. 1953: The Ruling Power. The Study of the Roman Empire in the Second Century after Christ through the Roman Oration of Aelius Aristides. Philadelphia.
  62. Pavan M. 1962: Sul significato storico dell’«Encomio di Roma» di Elio Aristide // La Parola del Passato. 82, 81–95.
  63. Pernot L. 2008: Aelius Aristides and Rome // Aelius Aristides between Greece, Rome and the gods / W.V. Harris, B. Holmes (ed.). Leiden, 175–202.
  64. Pernot L. 2011: Elogio retorico e potere politico all’epoca della Seconda Sofistica // Dicere Laudes. Elogio, comunicazione, creazione del consenso, Cividale del Friuli, 23–25 settembre 2010 / G. Urso (cur.). Pisa, 281–298.
  65. Reinhold M. 1988: From Republic to Principate. A Historical Commentary on Cassius Dio Roman History. Books 49–52 (36–29 B.C.). Atlanta.
  66. Roberto U. 2010: Aspetti della riflessione sul governo misto nel pensiero politico romano da Cicerone all’età di Giustiniano // Montesquieu.it: biblioteca elettronica su Montesquieu e dintorni. Bologna, 43–78.
  67. Schirren T. 2009: Irony versus eulogy. The Vita Apollonii as metabiographical fiction // Theios Sophistes: Essays on Flavius Philostratus’ Vita Apollonii / Demoen, D. Praet (eds.). Leiden, 161–186.
  68. Sirago V.A. 1989: La seconda sofistica come espressione culturale della classe dirigente del II sec. // ANRW. II. 33. 1, 36–78.
  69. 69.Sordi M. 2001: Alla ricerca di una «democrazia diversa»: Da Tucidide a Dione // Aevum. 75. 1, 3–8.
  70. Starr Ch.G.Jr. 1952: The Perfect Democracy of the Roman Empire // The American Historical Review. 58, 1–16.
  71. Stertz S.A. 1994: Aelius Aristides’ political ideas // ANRW. II. 34. 2, 1248–1270.
  72. Vannier M.F. 1976: Alius Aristide et la domination romaine d’après le discours»À Rome» // Dialogues d’histoire ancienne. 2, 497–506.
  73. Whitmarsh T. 2001: Greek Literature and the Roman Empire. The Politics of Imitation. Oxf.
  74. Whitmarsh T. 2007: Prose, literature and the Severan dynasty // Severan culture / S. Swain, J. Elsner  (eds.). Cambr., 29–52.
  75. Wirszubski Ch. 1950: Liberty as a Political Idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. Cambr.