Войти Русский | English

Сцена гибели Трои на пиксиде в собрании Государственного Эрмитажа

Химин Михаил Николаевич

Статья посвящена иконографическому анализу сцены разрушения Трои на пиксиде в собрании Государственного Эрмитажа. В настоящей работе проводятся новые атри- буции и уточнения к предложенным ранее определениям сюжетов, фигурирующим в росписи. Согласно нашей интерпретации, в центре изображен кульминационный момент разрушения Трои – гибель Приама, по сторонам представлены троянские ге- рои, которым удалось спастись: Эней с Анхизом и Асканием и Антенор (или его сын Геликаон), и, наконец, с двух сторон композицию замыкают изображения событий, произошедших на следующий день после падения города: убийство Астианакса и жертвоприношение Поликсены.

Ключевые слова: Неоптолем, Астианакс, «Малая Илиада», «Илиуперсис» вазо- пись, иконография, древнегреческий эпос
Библиография:
  1. Борисковская С.П. 1966: Расписная керамика архаического Коринфа, ее художественное и историческое значение. Дис… канд. ист. наук. Л. (Рукописный отдел Научного архива ИИМК РАН, фонд 35, опись 2-д, ед. хр. 134).
  2. Букина А.Г. 2010: Неоптолем в Трое. Коринфская чернофигурная пиксида из собрания Государственного Эрмитажа // ВДИ. 1, 179–189.
  3. Виноградов Ю.Г. 1969: Киклические поэмы в Ольвии // ВДИ. 3, 142–150.
  4. Химин М.Н. 2006: Миф о гибели Троила. К вопросу об инициации героя / Миф архаический и миф гуманитарный / В.Ю.Михайлина (ред.). Саратов–Санкт-Петербург, 39–46.
  5. Anderson M.J. 1995: Onesimos and the Interpretation of Ilioupersis Iconography // JHS. 115, 130–135.
  6. Anderson M.J. 1997: The Fall of Troy in Early Greek Poetry and Art. Oxf.
  7. Boardman J. 1976: Kleophrades Painter at Troy // Antike Kunst. Jg. 19. Ht 1.
  8. Boardman J. 1997: Athenian Black Figure Vase. L.
  9. Bukina A.G. 2010: Ilioupersis on a Corinthian Black-Figured Pyxis in the state Hermitage Museum // Antike Kunst. 53, 3–10.
  10. Burgess J. 2001: The Tradition of the Trojan War in Homer and Epic Cycle. Baltimore–London.
  11. Canciani F. 1981: Aineias // LIMC. I, 386–390.
  12. Carpenter T.H. 1996: Art and Myth in Ancient Art. L.
  13. Dindorfius G. 1863: Scholia Graeca in Euripidis Tragoedias ex codicibus aucta et emendate / G. Dindorfius (ed.). Oxf.
  14. Gantz T. 1993: Early Greek Myth. A Guide to Literary and Artistic Sources. 2. Baltimore–London.
  15. Alhlberg-Cornell G. 1992: Myth and Epos in Early Greek Art Presentation and Interpretation. Jonsered.
  16. Horsfall N. 1979: Some Problems in the Aeneas Legend // CQ. 29. 2, 372–390.
  17. Hedreen G. 2001: Capturing Troy. The Narrative Functions of Landscape in Archaic and Classical Greek Art. Ann Arbor.
  18. Kossatz-Deissmann A. 1981: Achilleus // LIMC. I, 80–95.
  19. Pipili M. 1997: Ilioupersis // LIMC. VIII, 650–657.
  20. Sadurska A. 1981: Equus Troianus // LIMC. I, 1–36.
  21. Schefold K. 1966: Myth and Legend in Early Greek Art. L.
  22. Sparkes B.A. 1971: The Trojan Horse in Classical Art // GR. 18. 1, 54–70.
  23. Touchefeu-Meynier O. 1984: Astyanax // LIMC. II, 929–937.
  24. Vermeul E., Chapman S.A. 1971: Protoattic Human Sacrifice? // AJA. 75. 3, 285–293.
  25. West M. 2003: Greek Epic Fragments From Seventh to the Fifth Century BC / M.L. West (ed., trans.). L.
  26. Wiencke M. 1954: An Epic Theme in Greek Art // AJA. 58. 4, 285–306.
  27. Woodford S. 1993: The Trojan War in Ancient Art. L.
  28. Zindel Ch. 1974: Drei vorhomerische Sagenversionen in der griechischen Kunst. Basel.