Войти Русский | English

Святилища Зевса в Йанал Мевкии и Эрикли Мевкии: эпиклезы божества и характер культа

Андреева Евгения Николаевна

В статье рассматриваются материалы из двух сельских святилищ Зевса, действо- вавших во II–III веках нашей эры на территории Северной Фригии в областях древ- них городов Аморион и Аппия. Посвящения в этих святилищах делались в основном Зевсу, почитаемому с эпиклесами Ἀλσηνός, Πεταρηνός и Ὀροχωρείτης (в первом свя- тилище) и Ἀμπελείτης и Θάλλος (во втором). В статье приводится анализ эпитетов и функций этих божеств: Зевс Ἀλσηνός и Πεταρηνός был в первую очередь богом- целителем, а Зевс Ἀμπελείτης и Θάλλος – покровителем домашнего скота и имущест- венного благополучия почитателей этого божества.

Ключевые слова: Малая Азия, Фригия, провинция Азия, II–III века н.э., сельские святилища Зевса, вотивные стелы, эпиклесы Зевса
Библиография:
  1. Голубцова Е.С. 1977: Идеология и культура сельского населения Малой Азии в I–III вв. н.э. М.
  2. Bloesch H.1974: Das Tier in der Antike: 400 Werke ägyptischer, griechischer, etruskischer und römischer Kunst aus privatem und öffentlichem Besitz, ausgestellt im Archäologischen Institut der Universität Zürich.
  3. Calder W.M. 1910: A Journey Round the Proseilemmene // Klio. 10, 232–242.
  4. Calder W.M. 1912: Julia-Ipsus and Aygustopolis // JRS. 2, 237–266.
  5. Chantraine P. 1983: Dictionnaire étymologique de la langue grecque. I. P.
  6. Delemen I. 1999: Anatolian Rider-Gods: A Study on Stone Finds from the Regions of Lycia, Pisidia, Isauria, Lycaonia, Phrygia, Lydia and Caria in the Late Roman Period (Asia Minor Studien. Bd 35). Bonn.
  7. Drew-Bear Th., Naour Chr. 1990: Divinités de Phrigie // ANRW. II. 18. 3, 1907–2044.
  8. Drew-Bear Th., Thomas M. Chr., Yıldızturan M. 1999: The Museum of Anatolian Civilizations: Phrygian Votive Steles. Ankara.
  9. Eyice S., Thierry N. 1970: Le monastère et la source sainte de Midye en Thrace Turque // Cahiers archéologiques. 20, 47–76.
  10. Gibson E. 1978: The Rahmi Koç Collection, Inscriptions Parts II and III // ZPE. 31, 233–240.
  11. Hogarth D.G. 1890: Notes in Phrygia Paroreus and Lycaonia // JHS. 11, 151–166.
  12. Lochman Th. 1999: Style and dating // Drew-Bear, Th., Thomas M. Chr., Yıldızturan M. The Museum of Anatolian Civilizations: Phrygian Votive steles. Ankara, 28–40.
  13. Ramsay W.M. 1887: The Cities and Bishoprics of Phrygia (Continued) // JHS. 8, 461–519.
  14. Ricl M. 2003: Society and Economy of Rural Sanctuaries in Roman Lydia and Phrygia // EA. 35, 77–101.
  15. Robert C. 1886: Beiträge zum griechischen Festkalender // Hermes. XX, 161–439.
  16. Robert L. 1983: Documents d’Asie Mineure. XXIII–XXVIII // BCH. 107. 1, 497–599 (= Robert L. Documents d’Asie Mineure. P., 1987, 341–443).
  17. Ruge W. 1941: Phrygia // RE. Hlbd. 39, 781–868.
  18. Şahin I. 1979: Katalog der antiken Inschriften des Museums von Iznik (Nikaia). I. Bonn.
  19. Schwabl H. 1972: Zeus I. Epiklesen // X, A1, 254–375.
  20. Schwyzer E. 1977: Griechische Grammatik. Bd. I. 5. Aufl. München.
  21. Sherwin-White S.M. 1978: Ancient Cos. An Historical Study From the Dorian Settlement to the Imperial Period // Hypomnemata. 51. Göttingen.
  22. Straten F.T. van. 1981: Gifts for the Gods // Faith, Hope and Worship: Aspects of Religious Mentality in the Ancient World / H.S. Versnell (ed.). Leiden, 65–152.
  23. Tuğrul L. 1966: The Phrygian Inscription of Germanos // Annual of the Archaeological Museum at Istanbul. 13–14. Istanbul, 175–185.
  24. Wiegand Th. 1908: Inschriften aus der Levante // Athenische Mitteilungen. 33, 145–160.