Войти Русский | English

Ранняя арамейская версия рассказа о встрече Василия Великого и Ефрема Сирина

Муравьев Алексей Владимирович

Статья посвящена эпизоду встречи между Василией Великим, епископом Кесарии Каппадокийской и мар Афремом Нисибинским, сирийским поэтом и богословом IV в. Повесть об этом сохранилась в сирийской рукописи 17272 из собрания Британской Библиотеки. Анализ рукописи свидетельствует о том, что этот эпизод был написан изначально по-сирийски, а греческая версия есть перевод, сделанный в Кесарии, возможно Евсевмием Эмеским. Анализ сохранившейся древней арабской версии того же текста свидетельствует о нескольких переработках, в результате которых изначальный документальный аутентичный характер эпизода был частично утрачен.

Ключевые слова: история Церкви, сирийские рукописи, Василий Великий, Ефрем Сирин, сирийская агиография, переводы, арамейский, греческая агиография
Библиография:
  1. Дьяконов А.П. 1918: К истории сирийского сказания о св. Мар Евгене // Христианский восток. 6/2, 107–174 (репринт: Дьяконов А.П.. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. СПб., 2006, 581–654).
  2. Мещерская Е.Н. 1987: Патерики в сирийской письменности' // Палестинский сборник. 29 [92], 22–27.
  3. Муравьев А.В. 1997: Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG 260) в связи с житийной традицией последнего // ВДИ. 2, 138–145.
  4. Муравьев А.В. 2010а: «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н.э. // ВДИ. 4, 153–165.
  5. Муравьев А.В. 2010б: Mṣalyānūtha. Сирийское досье «мессалианского» феномена (IV век). К вопросу о начале движения «молитвенников» в сироязычной среде // Вестник ПСТГУ. 22, 44–53.
  6. Муравьев А.В. 2015: Mṣalyānūthā 3. Иоанн Златоуст в Антиохии, движение акимитов и вопрос о содержании «мессалианской ереси» // ВДИ. 1, 66–86.
  7. Муравьев А.В., Э.П.А. 2009: Василий Великий. Жизнь / Православная энциклопедия. Т. 7. М., 131–141.
  8. Alexander P. 1953: The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its Definition (Horos) // Dumbarton Oaks Papers. 7, 35–66.
  9. Amar J.P. 2011 (ed.): The Syriac Vita Tradition of Ephrem the Syrian (CSCO, 629). Louvain.
  10. Assemani S.E. 1743: S. Ephraem Syri opera / S.E. Assemani (ed.). Roma.
  11. Bedjan P. 1896: Acta martyrum et sanctorum. Vol. I. Lpz.
  12. Blau J. 1966: A Grammar of Christian Arabic, based mainly on south‑Palestinian texts from the first millennium (CSCO, 267, 276, 279. Subsidia, 27–29). 3 vols. Louvain.
  13. Boulenger F. 1908: Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l’honneur de son frére Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P.
  14. Budge E.A.W. 1904: The Book of Paradise, Being the Histories and Sayings of the Monks and Ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and Others: The Syriac Texts, according to the Recension of ‘Anān‑īshō‘ of Beth ‘Abhē. L.
  15. Combefis F. 1644: Sancti Amphilochii ep. Iconii In vitam et miracula S. Basilii // Sanctorum patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia / Ed. F. Combefisus, Parisiis. Col. 202–206.
  16. Chron. Seert. 1911: Chronique de Seert / A. Scher, P. Dib (éds.) (Patrologia Orientalis, IV). P.
  17. Delehaye H. 1937: De codice rescripto Barocciano // Analecta Bollandiana. 55, 71–74.
  18. Devos P.S. 1961: Grégoire de Nazianze et Héllade de Césarée en Cappadoce // Analecta Bollandiana. 79, 91–101.
  19. Dolabanī Y., Lavenant R., Brock S. 1994: Catalogue des manuscrits de la bibliothèque du Patriarcat Syrien Orthodoxe à Homs (auj. à Damas) // Parole de l’Orient. 19, 555–661.
  20. Escolan F. 1998: Monachisme et Église. Le monachisme Syrien du IVe au VIIe siècle: un monachisme charismatique (Théologie historique, 109). P.
  21. Featherstone J.M. 1997: Nicephori Constantinopolitani Refutatio et Eversio editionis synodali anni 815 / J.M. Featherstone (ed.) (Corpus Christianorum. Series Graeca, 33). Tournhout.
  22. Hatch W. 2002: An Album of Dated Syriac Manuscripts. Piscataway (NJ).
  23. Halleux A. de 1983: Saint Ephrem le Syrien // Revue theologiue de Louvain. 14, 328–355.
  24. Holl K. 1904: Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den Großen Kappadoziern. Tübingen.
  25. Mercati 1915: S. Ephraem Syri opera / S. Mercati (ed.). Vol. I. Roma.
  26. Muraviev A. 1998: La partie syriaque du dossier hagiographique de St. Basile le Grand // VII Symposium Syriacum (OCA 256), 203–210.
  27. Polotsky H.J. 1933: Ephraems Reise nach Aegypten // Orientalia. 2, 269–274.
  28. Possekel U. 1999: Evidence of Greek Philosophical Concepts in the Writings of Ephrem the Syrian. Louvain.
  29. Rousseau O. 1957–1958: La rencontre de S. Ephrem et de S. Basile // L’Orient Syrien. 2 (1957), 261–284; 3 (1958), 73–90.
  30. Rousseau P. 1994: Basil of Caesarea. Berkeley (CA).
  31. Sauget J.-M. 1987: Une traduction arabe de la collection d’Apopthegmata Patrum de ‘Enanišo‘. Étude ms. Paris arabe 253 et des témoins parallèles. CSCO 495, Subs. 78. Louvain.
  32. Stewart C. 1991: “Working the Earth of the Heart”: The Messalian Controversy in History, Texts, and Language to AD 431. Oxf.
  33. Stewart C. 2013. The Ascetic Taxonomy of Antioch and Edessa at the Emergence of Monasticism // Adamantius. 19, 207–221.
  34. Wright 1872: Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum. Т. I–III. L.
  35. Zettersteen K.V. 1915: Eine Homilie des Amphilochius von Iconium über Basilius von Caesarea. Syrisch herausgegeben // Festschrift Eduard Sachau / G. Weil (Hrsg.). B., 223–247.
  36. Zettersteen K.V. 1934: Eine Homilie des Amphilochius von Iconium über Basilius von Caesarea // Oriens Christianus. 9. Lpz, 67–98.
  37. Μουτσούλας Η.Δ. Παπαχριστόπουλος Κ.Γ. (eds.) 1992: Ἀμφιλόχιος, ἐπίσκοπος Ικονίου. Απάντα (Βιβλιοθήκη Ελλήνων Πατέρων και Εκκλησιαστικών Συγγραφέων, 71). Αθῆναι.