Статья посвящена анализу сообщений литературных источников о рабском статусе отдельных персоналий, о которых сохранились известия у античных авторов, до сего дня не ставшие объектом внимания ученых. Во-первых, это свидетельство Гиппократа и его комментаторов о воспроизводстве скифских девочек-рабынь; во-вторых, известие о скифском рабе Зевксиса Гераклейского, о котором легенды повествуют как о человеке, содравшем с Марсия кожу. В-третьих, отрывочные рассказы о кораблекрушениях и рабской доле чудом выживших в этих катастрофах, имена которых сохранились на папирусах, не получивших освещения в современной историографии. Это предания о Нине и Каллигоне. В статье подробно анализируется трактат псевдо-Гиппократа, особенно те его пассажи, в которых раскрывается влияние климатических условий Скифии на деторождение. Собственно речь идет о девушках-рабынях, способных забеременеть от любой близости с мужчинами. На основании анализа Геродотовой традиции и других авторов, Д. Браунд приходит к выводу, что в Скифии как таковой рабыни не могли быть столь репро-дуктивны, как в Греции. Так что данный пассаж следует понимать как указание на повсеместное использование скифских рабов в эллинском мире в качестве «лучшего средства для воспроизводства». Второй источник о рабе-скифе Зевксиса, лишившем Марсия кожи, восходит, по мнению Браунда, к местной понтийской традиции (из Гераклеи Понтийской). Данный рассказ, сохранившийся у Лукиана (Zeuxis. 3-7), перекликается с тем, что мы знаем о занятиях скифов скорняжным делом и исполнении ими полицейских функций в Аттике. Таким образом, предание об этом рабе-скифе, связанном с изображением Марсия у Зевсиса, уходит своими корнями в эпоху классических Афин, откуда в дальнейшем попадает в Рим. Третья часть статьи - анализ преданий о Нине, мифическом ассирийском царе, плавание которого завершилось кораблекрушением у берегов Колхиды, и рассказ о Каллигоне, гречанке, оказавшейся у амазонок также в результате кораблекрушения. Уцелевшие на папирусных фрагментах легенды, восходящие к эллинистическо-римской новеллистической литературе, стали популярными в эпоху ранней Римской империи, находясь в одном ряду с преданиями Лукиана и Полнена - важнейших источников по истории Северного Причерноморья.